Любовь Тепайкина
Художественно-эстетическое воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Поэтому условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяют всевозможные гаджеты. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное развивающее значение народного искусства. Оно дает возможность свободно общаться, яркие зрительные образы эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи.
В своей практике с целью развития речи детей я решила обратиться к русскому народному искусству. Работа в этом направлении ведется на занятиях кружка «Русские народные промыслы».
Задачи, которые я определила – это:
• формирование и обогащение словаря, закрепление лексических терминов;
• совершенствование художественно-речевых навыков;
• развитие мелкой моторики рук;
• развитие творческих способностей;
• воспитание положительных эмоциональных проявлений.
Для этого в группе создана предметно-развивающая среда :
• уголок «Русские народные промыслы»;
• творческая мастерская (принадлежности для творчества в расширенном ассортименте);
• книжный уголок (различный наглядный и дидактический материал);
• копилка выразительных средств языка «Ларец мудрости» (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки).
Развитие речи детей осуществляется на всех этапах образовательной деятельности по знакомству с русским народным искусством.
В вводной части занятия (подготовка к восприятию изделий) мы используем пословицы, стихотворные тексты, сказки о промыслах, которые способствуют обогащению речи детей выразительными средствами.
Большое значение имеет обследование предметов. Например, при знакомстве с дымковской игрушкой, дети делают вывод: керамика шершавая, пористая и т. д. А при обследовании гжельских изделий ребята замечают, что фарфор гладкий, звонкий. Таким образом, мы обращаем внимание на различные признаки предметов, тем самым, помогая строить детям противопоставленную речь.
При рассмотрении узора хорошо подходит обучение образному сравнению: на хохломских чашках травка «огнём горит», гжель похожа на морозные узоры, дымковская игрушка – на сказку.
Для того, чтобы ребята могли составить рассказ о промысле, мы используем предметно – схематические модели. Они служат наглядным планом для создания описательных рассказов.
Во время продуктивной деятельности дети отвечают на вопросы педагога о том, что они делают, что ещё намереваются делать, то есть дети повествуют о своих действиях.
При подведении итогов продуктивной деятельности мы используем игровые приёмы, например «Ярмарка», когда один ребёнок - продавец рекламирует свои изделия, а другой ребенок - покупатель расспрашивает о качестве товара. Или «Встреча барышень», «Козлик и баран», когда герои выясняют, кто из них краше. При этом у детей развивается не только речь, но и эмоциональность. Эти приёмы помогают развивать диалоговую речь.
Образовательный успех во многом зависит от просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Поэтому часто провожу открытые занятия, родительские собрания. В непринуждённой обстановке прошел мастер-класс для родителей «С детьми играем - речь развиваем».
Опыт моей работы одобрен коллегами и распространен в моем детском саду.
Проведя сравнительный анализ речевого развития детей старшей группы на начало 2016 и конец 2017 учебного года можно отметить, что уровень речи у них повысился на 35 %.
Дети лучше пересказывают хорошо знакомые рассказы, поют частушки, потешки; рассказывают по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине); в индивидуальном общении рассказывают на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные и праздничные дни); составляют высказывания повествовательного характера.
Таким образом, знакомство с русским народным искусством даёт богатый материал для развития речи детей.
В дальнейшем я планирую расширить работу с родителями по вопросам речевого развития детей.
Свое выступление хочу закончить словами К. Д. Ушинского: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с творчеством, и он усвоит их на лету».