Оксана Храмова
Развитие коммуникативных навыков как средство включения ребенка с ОВЗ в школьный коллектив
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных навыков как средство включения ребенка с ОВЗ в школьный коллектив
Одним из главных факторов, влияющих на успешность усвоения знаний является социальная адаптированность к школьным условиям и классному коллективу. И немаловажную роль в социально – психологической адаптации играет развитие коммуникативных навыков школьника. Из-за особенностей развития, у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой. Если ребенок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения и приводит к ухудшению успеваемости. Все эти особенности предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков как средство включения ребенка с ОВЗ в школьный коллектив» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Важную психологическую поддержку педагогу по включению ребенка с ОВЗ в школьный коллектив оказывает педагог – психолог. С помощью совместных игр, упражнений, тренингов направленных на сплочение детского коллектива психолог помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Упражнение «Пять слов о тебе»
Цель: повышение самооценки посредством предоставления обратной связи
Инструкция. Учащиеся разбиваются на группы по пять человек. Каждый учащийся обводит карандашом свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет своё имя. Потом этот листок передается соседу справа, а сам учащийся получает рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка ученик пишет какое – нибудь привлекательное, на его взгляд, качество её обладателя (Н: «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых»). Другой учащийся делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, ведущий собирает рисунки и зачитывает «комплименты», а ребята угадывают, кому они предназначаются.
Игра «Говорящие очки»
Цель: предоставляется возможность услышать в свой адрес приятные комплименты. Материалы: солнезащитные очки с не совсем темными стеклами.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я хочу предложить вам поиграть в одну новую игру, в ходе которой вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. Одному из ребенку предлагается надеть очки и повернуться к соседу. Сосед смотрит в его очки и говорит такую фразу: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Как только тот, кто в очках услышит это заклинание, он тут же должен от имени волшебных очков сказать что – нибудь доброе и приятное в адрес своего соседа справа. И т. д.
Упражнение «Сердце класса»
Цель: развитие групповой сплоченности
Ведущий рассказывает ребятам о том, что подобно тому, как у каждого человека есть главный орган – сердце, так и у любого класса есть свое сердце – это те хорошие качества ребят, которые и делают класс коллективом. Он показывает ребятам большое сердце, вырезанное из листа ватмана и покрытое красной краской. Оно будет служить олицетворением сердца класса, но прежде его необходимо заполнить следующим образом.
Сначала каждый ученик пишет своё имя на листке бумаги, сворачивает его и опускает в коробку. После этого все по очереди вытягивают из этой коробки бумажку с чьим – то именем. И в адрес этого имени ребенок придумывает дружескую и приятную фразу, после чего записывает её фломастерами на сердце класса. Н: «Мне нравится, что Наташа весёлая. Сергей всегда готов прийти на помощь» и др. По окончанию, сердце класса вешается в кабинете, оно может являться хорошим талисманом и служит поддержкой для ребят.
Игра «Доброе животное»
Цель: развитие чувства единства.
Инструкция. Дети встают в круг и берутся за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д.
Ритуал приветствия «Эхо»
Цель: настроить детей на общение друг с другом, дать каждому ребенку возможность почувствовать себя в центре внимания.
Инструкция: Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: «Ва-ся, Ва-ся», а мы дружно, как эхо, за ним повторим. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя.
Упражнение «Подари улыбку»
Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Дети становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, смотрят друг другу в глаза.
Упражнение «Самопрезентация»
Каждый участник говорит своё имя и то, что он любит больше всего на ту букву, на которую начинается его имя. Н: «Меня зовут Марина, больше всего я люблю мороженное» и так по цепочке.
Упражнение «Мне нравится, что ты…»
Цель: повышение уровня сплоченности, снятие внутренних зажимов.
Инструкция. Дети по кругу, передавая друг другу мяч, говорят рядом стоящему: «Мне нравится, что ты добрый», а сосед отвечает: «Да, я добрый, а еще я умный».
Игра «Аплодисменты по кругу»
Инструкция: Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? У нас очень хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся всё сильнее и сильнее. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому – нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты. Затем они оба выбирают следующего, и уже вдвоем ему аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации, причем тот кому аплодируют выбирает следующего и т. д. до последнего участника, которому достанутся самые громкие аплодисменты.
Игра «Таинственный друг»
Цель: создание в классе хорошего психологического климата и развития дружеских отношений между детьми.
Инструкция: Я хочу предложить вам новую игру, играть в которую вы сможете в течение всей следующей недели. Каждый из вас сейчас вытянет жребий с именем одного из вас. Никто не должен знать чьё имя вам досталось. В течение следующей недели вы будете «таинственным другом или подругой» того, чьё имя вам досталось. Ваша задача делать своему подопечному время от времени небольшие приятные сюрпризы, которые должны приносить человеку радость, вызывать улыбку и доставлять удовольствие. Делать нужно это так, чтобы человек не догадался, от кого именно он их получает. В конце игры, вы будете отгадывать, кто же был столь любезен с вами всё это время.
Часто имеет смысл обговорить общие правила относительно того, какие сюрпризы допустимы, а какие нет.
Упражнение «Место покоя»
Участникам предлагается удобно сесть и закрыть глаза. Инструкция. Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда-то были, или воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно. Представьте его себе во всех деталях. Посмотрите вокруг. Что вы видите? Прислушайтесь. Возможно до вас доносятся какие-то звуки. Возможно, вы чувствуете дуновение ветра. Сейчас у вас есть немного времени, чтобы побыть в этом месте. Это ваше место покоя. Теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза.