Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Инновационные технологии в речевом развитии детей»

Надежда Смирнова
Консультация для педагогов «Инновационные технологии в речевом развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы

«Инновационные технологии

в речевом развитии детей»

Смирнова Надежда Петровна

воспитатель

ШМДОКУ д/с «Солнышко» пгт Ленинское

Шабалинского района, Кировской области

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи - одна из главных. Овладение речью является важным приобретением ребенка в дошкольном возрасте, закладывающее основы для успешного обучения в школе. Именно дошкольное детство сензитивно к ее усвоению. Поэтому проблема речевого развития – одна из важных проблем воспитания детей дошкольного возраста.

Речь представляет собой особую, наиболее совершенную форму общения, которая свойственна только человеку. Речь именно у людей является процессом коммуникации посредством языка.

Л. С. Выготский считает, что речи принадлежит важная роль в развитии личности, она переводит мышление на другой уровень сознания.

В. Н. Дружинина утверждает: «Речь является вынесенной вовне психикой субъекта и, соответственно, одной из важнейших психологических функций, которая дает возможность человеку быть понятым окружающими».

Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. В настоящее время задачи по овладению речью как средством общения и культуры, по обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха отражаются в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения.

Цель поэтапного решения обозначенной проблемы – это поиск эффективных методов и приёмов для повышения качества речевого развития дошкольников.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Использование в воспитательно - образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение детьми определенных целевых ориентиров. Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании – потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.

В работе с детьми по речевому развитию можно использовать следующие инновационные технологии: мнемотехнику, коллаж, синквейн, кинизиологию.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Методика обучения дошкольников на основе мнемотехники дает возможность одновременно развивать все психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и интеллект. Позволяет детям освоить различные способы обработки поступающей информации.

В ходе использования метода мнемотехники дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

-мнемотаблицы,

-схемы,

-опорные картинки,

-карточки – символы,

-реальные предметы.

Как любая работа мнемотехника строится по принципу: от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат:

- одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Мнемоквадраты могут представлять собой несколько предметных картинок, объединенных одной тематикой. Например: мнемоквадраты по теме «Зима».

Мнемодорожки:

- это несколько мнемосхем, построенных в одну линию. Их можно использовать для составления предложений.

Мнемотаблицы:

- это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.

Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.

Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Мнемотаблицы - схемы составления рассказа - служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое, изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используются простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Таким образом, использование метода мнемотехники позволяет повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на подготовку детей к обучению в школе.

При закреплении пройденного материала эффективно использовать такой инновационный прием работы по мнемотехнике, как коллаж.

Коллаж – учебное пособие, выполняющее такие цели, как развитие зрительной памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать.

Главная задача коллажа – объединить картинки, буквы, цифры между собой, которые должны быть связаны одной темой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Так, как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование коллажей на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы, образы, максимально приближены к речевому материалу. Коллажи служат дидактическим материалом в работе воспитателя по развитию связной речи.

Коллаж – можно сделать на картоне, на который наклеиваем или рисуем разные картинки с предметами по лексической теме.

Коллажи выполняются вместе с детьми. Если в средней группе большую работу по составлению коллажа отводиться педагогу, то в старших группах основную работу делают сами дети. Тем самым повышается уровень запоминания информации.

В работу с готовым коллажем по речевому развитию входит:

1. Рассматривание коллажа и разбор того что изображено.

2. Беседа по содержанию.

З. Активный диалог.

Коллажи можно широко использовать при ознакомлении дошкольников с природой, на занятиях познавательного цикл, при работе со сказками, при отгадывании и загадывании загадок, при обучении составлению рассказов и др. Например, тема «Животные»: внешний вид (части тела); место проживания: коровник, конура, свинарник и пр. - для домашних животных; или берлога, логово, нора и пр. - для диких животных; чем питается; как зовут детёныша; какую пользу приносит человеку (для описания только домашних животных); в каких сказках или мультфильмах встречается данное животное.

В результате работы над коллажем решается важнейшая задача данной методики – научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли и трудные для восприятия темы становятся доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка является работа над созданием нерифмованного стихотворения, «синквейна».

«Синквейн» с французского языка переводится как «пять», и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Это стихотворение без рифмы строится по определенным правилам. Разработала его в начале 20 века американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на японскую поэзию.

Инновационность данной технологии состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной творчески мыслить, воображать, фантазировать, думать, рассуждать, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, высказывать своё мнение, предположение.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.

1 строка – одно ключевое слово – обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами;

3 строка – три слова (глаголы, действия предмета, относящиеся к теме;

4 строка – четыре слова – предложение, фраза, которая показывает отношение автора к теме;

5 строка – одно слово-резюме, ассоциация, обобщение, обычно существительное.

Например:

«Ежик»

Колючий, серый

Растет, спит, сворачивается

Ежик прячется в траве

Дикое животное

«Яблоко»

Круглое, зеленое

Растет, висит, наливается

Я люблю есть яблоки

Сад

Постепенно дети привыкают к правилам составления нерифмованных стихотворений, а их составление превращается в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн становится для них весёлым и занимательным занятием.

Эффективность и целесообразность этого метода заключается в следующем:

1. Простота. Синквейн могут составить все. Это вид новой творческой речевой деятельности, который основан на развитии интеллектуальных возможностей (так как необходимо запомнить алгоритм и следовать ему). При его составлении открываются новые творческие, речевые возможности, и каждый ребёнок может реализовать их.

2. Синквейн является игровым приёмом.

3. Обеспечивает непроизвольное запоминание материала.

4. Способствует обогащению и актуализации словаря,

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, самостоятельность, инициативу, воображение, память, внимание, мышление);

- закрепляет знания о вопросах и обозначениях разных частей речи, о предложении;

- совершенствует навык использования в речи синонимов;

- стимулирует развитие творческого потенциала.

5. Синквейн может использоваться, как заключительное задание в рамках прохождения определённой лексической темы, для её закрепления или для проведения анализа полученной информации.

Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну.

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

4. Использование на занятиях для закрепления изученной лексической темы.

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

Iэтап-подготовительный.

Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение графического изображения в виде ёлочки.

Формы образовательной деятельности дошкольников для обогащение и активизация словаря по словам - предметам, словам – признакам и словам - действиям:

1. Словесные игры и упражнения: «Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.

2. Дидактические игры: «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и другие.

3. Игры малой подвижности: «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие.

IIэтап–основной.

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Например:

1. «Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

2. «Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.

3. «Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.

4. «Чужое слово». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.

5. «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третий – четвертую, четвертый - пятую.

Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.

IIIэтап-практический.

Самостоятельное составление синквейнов детьми.

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам с использованием наглядно-методического пособия.

Достоинством метода «синквейна» можно считать его интегративность, использование в разных видах совместной деятельности с детьми. Метод синквейн, применяемый в работе по развитию речи у детей, безусловно способствует успешному развитию всей речевой системы в целом.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Кинезиология (с греческого – наука о движении) существует уже 2000 лет и используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Дети, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с моторикой, координацией движения, плохо ориентируются в пространстве. Всё это сказывается на общем физическом развитии и может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств и помогает кинезиология.

Регулярно выполняя определённые упражнения, можно опосредованно воздействовать на развитие мозга. Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Сегодня кинезиология, как наука находится на новом этапе своего развития, и многие воспринимают её как инновацию.

Специалисты утверждают, что определенными движениями прокладывается путь к развитию головного мозга, состоящего из двух полушарий, взаимодействующих между собой. Гармоничное развитие правой и левой частей мозга способствует высокому уровню интеллекта. Упражнения для дошкольников способствуют умственному развитию детей и раскрытию их талантов и способностей. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей и профилактику отклонений в их речевом развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения.

Метод кинезиологической коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Комплексы упражнений включают в себя:

-растяжки,

-дыхательные упражнения,

-глазодвигательные упражнения,

-телесные упражнения,

-упражнения для развития мелкой моторики,

-упражнения на релаксацию.

Занятия должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения. Выполнение возможно как дома с родителями, так и на предметных уроках или на специальных занятиях по кинезеологии, как организационный момент в начале занятия, в конце занятий по развитию лексико-грамматических средств речи и ознакомлению с окружающим в качестве динамических пауз.

Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.

Упражнения отрабатываются длительное время, от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры, с 4 лет дается комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений. Ребенок выполняет их вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами («плечо, пояс, локоток», произносимыми вслух или про себя. Педагог контролирует точное выполнения упражнений, которые могут проводиться стоя или сидя за столом. Для детей дошкольного возраста упражнения проводятся в игровой и образной форме

Развивающие кинезиологические упражнения с речевым сопровождением:

1.«Лезгинка» - «Улитка».

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

К нам улитка приползала.

Свои рожки выставляла.

По тропинке проползла,

На листочке тлю нашла.

К ней сестричка подползала,

Свои рожки выставляла.

На листочек заползла,

Угощенье приняла.

2. «Кулак—ребро—ладонь» - «Осенние листья».

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Листья падают с деревьев,

Их разносит быстрый ветер.

Дворник листья подметает,

Ветер листьями играет.

3. «Колечко»-«Ежик».

Упражнение проводится с использованием тренажера су-джок.

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, держа при этом су-джок шарик. соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

На пенечке Еж сидит,

На меня он не глядит. (кругообразные движения по ладошке)

Он иголки выпускает, (поочередно перебирать пальцы рук на су-джоке)

Большой-указательный,

Большой-средний,

Большой-безымянный,

Большой-мизинец…

Никого не подпускает.

По тропинке убегает (раскатывание шарика между ладонями)

След от лапок оставляет (поочередное сжимание су-джока в руке).

4.“Медведь”

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку разминаем один палец.

Шел медведь к своей берлоге, (мизинец)

Да споткнулся на пороге. (безымянный)

«Видно, очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил», - (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Он на поиск диких пчел. (большой)

Все медведи – сладкоежки, (указательный)

Любят есть медок без спешки, (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге. (мизинец)

Метод кинезиологии влияет не только на психическое и физическое здоровье, он позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию интеллектуальных способностей человека. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка, внимание, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.

Таким образом, в современном мире с большим потоком информации, применение инновационных технологий в развитии дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Современные образовательные технологии и методики способствуют достижению детьми определенных целевых ориентиров, позволяют осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация, являются универсальным способом познания окружающего мира и знаний, отличным помощником в развитии мышления старших дошкольников, следовательно, и речевом развитии.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Инновационные технологии в речевом развитии детей»
Опубликовано: 12 февраля 2025 в 19:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Инновационные технологии в речевом развитии детей»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Смирнова (УИ 190333) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД