Светлана Сорокина
Предметно-пространственная среда музыкального зала (аналитическая справка)
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация программы музыкального воспитания дошкольников
Основная цель музыкального воспитания в детском саду – это всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Музыкальное воспитание не только развивает музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, но и способствует в полной мере формированию у детей социально-коммуникативных качеств, познавательно-речевому и физическому развитию.
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала отражает содержание различных образовательных областей:
Публикация «Предметно-пространственная среда музыкального зала (аналитическая справка)» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Оформление детских садов
- Оформление зала в детском саду
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
I. Социально-коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное развитие осуществляется через создание различных игровых ситуаций, через театрализованную деятельность, в процессе коммуникативных игр.
Музыкальный зал оснащен:
игрушками;
шапочками животных;
игрушками бибабо;
костюмами сказочных героев, овощей и фруктов, животных;
ширмой.
В музыкальном зале широко представлена литература, содержащая информацию об организации коммуникативных игр, игр с пением, игр-драматизаций: М. Ю. Картушина «Коммуникативные игры для дошкольников», О. Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия. Игры. Упражнения», Т. Сауко, А. Буренина «Топ-хлоп, малыши. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2–3 лет», С. Г. Насауленко «Музыкальные игры и новые песни» и др.
II. Познавательное развитие
В музыкальном зале широко представлены детские ударные инструменты:
металлофоны,
треугольники,
бубны,
румбы,
барабаны,
колокольчики,
маракасы и др.
Все инструменты доступны детям и обеспечивают их свободный выбор. Дети знакомятся с внешним видом инструментов, их звучанием, их свойствами (деревянный, металлический, пластмассовый, большой, маленький, звонкий, тихий, громкий, шуршащий, звенящий и т. д.).
Также дети знакомятся с инструментами симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Музыкальным руководителем записаны музыкальные диски со звучанием различных музыкальных инструментов, а также разработаны электронные обучающие презентации по данной теме. Закрепить соответствующие знания помогают детям дидактические пособия «Музыкальные инструменты», «Симфонический оркестр».
На музыкальных занятиях, досугах дети знакомятся с музыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов: П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Портреты этих композиторов представлены в музыкальном зале и музыкальных уголках групп детского сада.
В процессе музыкального воспитания дети получают элементарные знания по теории музыки. Они знакомятся с основными понятиями и учатся различать на слух различные музыкальные жанры, музыкальные формы (двухчастная, трехчастная, куплетная, музыкальные фразы, низкие и высокие звуки, вступление и проигрыш в песнях и т. д. Заинтересовать детей, облегчить усвоение материала помогают музыкально-дидактические игры. Например, различение на слух высоких и низких звуков легко усваивается детьми в процессе таких игр, как «Мама и детки», «Гномик идет по лесенке», «Какой колокольчик звучит», «Какая птичка поет», «Кто в теремочке живет» и др.
Музыкальный руководитель работает в тесном взаимодействии с воспитателями всех возрастных групп, помогая средствами музыки глубже раскрыть содержание, эмоционально обогатить знания по таким темам как «Времена года», «Моя семья», «Братья наши меньшие», «Транспорт», «Профессии», «Земля – наш общий дом», «Мой город». Атрибуты, представленные в зале, делают песни, танцы, исполняемые детьми, более яркими, красочными, запоминающимися. Очень любимы детьми атрибуты, соответствующие различным временам года: осенние листья, зонтики, дождики («султанчики», снежки, снежинки, цветы, солнечные лучики (желтые ленточки).
Одной из приоритетных задач музыкального руководителя является формирование у дошкольников представлений о культуре и традициях своего народа. Музыкальный зал оснащен русскими народными инструментами (трещотки, гармошки, хохломские ложки, свирели, «немые» балалайки, фольклорными костюмами. Музыкальным руководителем составлена картотека русских народных игр, считалок, потешек.
Не менее важной задачей является формирование у детей представлений об отечественных праздничных датах: Дне России, Дне Государственного флага Российской Федерации, Дне Победы, Дне защитника Отечества. Создать атмосферу праздника, патриотизма помогают российские флажки, солдатские пилотки, береты воздушно-десантных войск, матросские гюйсы и бескозырки.
III. Речевое развитие
Важную роль в речевом развитии детей играет вовлечение их в певческую деятельность. В процессе пения совершенствуется артикуляционный аппарат, развиваются органы дыхания, детский голос укрепляется и становится более выразительным, ярким, эмоциональным. Максимально включить детей в процесс пения помогают игры с пением, хороводы, инсценировки песен, а также использование при этом игрушек, костюмов, атрибутов.
Речевое развитие детей реализуется и в процессе других видов музыкальной деятельности. Так, по окончании восприятия музыки с детьми проводится беседа, во время которой дети отвечают на вопросы, обсуждают ее содержание и характер. Во время музыкально-ритмической деятельности детям предлагается подобрать игрушку, атрибут, музыкальный инструмент в соответствии с характером прослушанной музыки и объяснить свой выбор. Таким образом, происходит расширение словарного запаса, коррекция звукопроизношения, грамматического строя речи.
Музыкальный зал оснащен:
картотекой «Словарь эстетических эмоций»;
картотекой считалок;
музыкально-дидактической игрой «Копилка эмоций»;
музыкально-дидактической игрой «Назови инструмент и исполнителя»;
музыкально-дидактической игрой «Разбери инструменты по группам» (духовые, ударные, струнные);
музыкально-дидактической игрой «Собери инструмент» (пазлы).
IV. Художественно-эстетическое развитие
Основная цель художественно-эстетического развития – привить детям способность и стремление получать удовольствие от встречи с настоящим искусством, воспитать у них вкус, потребность в эстетическом наслаждении. Приобщение детей к музыкальному искусству происходит через восприятие и исполнение произведений русского фольклора, фольклора других народов, классической музыки русских и зарубежных композиторов, детских песен. Главные требования к репертуару – это художественность и доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей.
Музыкальный зал оснащен фонотекой, состоящей из лицензионных и самостоятельно составленных с использованием интернет-ресурсов дисков с музыкой П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Л. Бетховена.
Ребенка в музыкальном зале должны окружать не только образцовая музыка, но и эстетичные атрибуты, реквизит, декорации. Красиво оформленный зал вызывает восторг, восхищение и радость у детей.
V. Физическое развитие
Музыкальный зал оснащен лентами, обручами, мячами, платками, скакалками и др. Педагог включает в работу с детьми танцы и упражнения с использованием данной атрибутики. Эти упражнения развивают ловкость, точность и координацию движений.
Музыкальный руководитель использует в музыкально-ритмической деятельности следующие лицензионные диски с танцевальной музыкой:
Ку-Ко-Ша (выпуски 1–9);
«Танцевальная ритмика» Т. И. Суворовой (выпуски 1–5, «Экологические танцы» Т. И. Суворовой;
«Танцевальный калейдоскоп» Ю. Сухановой, Е. Новиковой (выпуски 4-6);
Музыкальная программа музыкального воспитания «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Музыкальным руководителем составлены диски с танцевальной музыкой для музыкальных занятий и досугов, а также для самостоятельной танцевальной деятельности детей в группах детского сада. Вовлекаясь в музыкально-ритмическую деятельность, дети получают возможность для эмоционального самовыражения, совершенствуют свои физические навыки.
Вывод:
развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает: всестороннее, гармоничное развитие личности каждого ребенка, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.