Татьяна Стародумова
Предметно-пространственная среда в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели: Стародумова Т. И., Школа Ю. Б
Руководитель детского краеведческого мини - музея "В гостях у Котофея Ивановича" : Цыганкова Н. И.
Добрый день уважаемые коллеги. Вас приветствует группа «Пчелка»!
Организуя предметно – пространственную среду в группе, мы опирались на ФГОСы, на требования Сан Пина, образовательную программу, на принципы построения предметно – пространственной среды и личностно – ориентированную модель взаимодействия.
Публикация «Предметно-пространственная среда в старшей группе» размещена в разделах
Одна из основных задач, которая стоит перед нами – сохранение и укрепление здоровья детей. Реализовать поставленные задачи помогают картотеки, где собран материал разнообразных здоровьесберегающих технологий Уманской, Сиротюк, Коноваловой и т. д., а так же использование рефлекторных дорожек для профилактики плоскостопия.
Активно используем разнообразные формы сотрудничества с семьями воспитанников, что помогает улучшить образовательный процесс, а так же помогает родителям осознать свою значимую роль в воспитании ребенка.
Так как основное достижение данного возраста связано с развитием игровой деятельности, при организации игрового пространства для сюжетно – ролевых игр учитывали – гендерный принцип. Большую часть детского коллектива в нашей группе составляют девочки, поэтому мы разграничили игровое пространство, выделив для девочек большую площадь для сюжетных игр, подобрали игровой, занимательный материал, ориентируясь именно на психологические и возрастные особенности девочек.
Для мальчиков обеспечили простор для передвижения, удовлетворив тем самым их естественную потребность в движении, подобрали игровой материал в соответствии с их психологическими и возрастными особенностями.
При оформлении группового помещения соблюдали правила доктора медицинских наук Николая Матвеевича Щелованова. использовали оттенки бледных тонов, тем самым оберегая нервную систему детей от «агрессии» цветом, поскольку много детей находится в едином групповом пространстве. Предметы в группе контрастируют с основным цветовым решением, делают его эмоционально близким и интересным, постарались задействовать все три пространственные зоны: пол, стены и потолок. Для побудительного, положительного эмоционального настроя детей используем подвески, которые крепятся к потолку. На полу используем дорожки для профилактики плоскостопия. Стены для работы с наглядными моделями и алгоритмами.
Так как одним из основополагающих принципов ФГОС является принцип индивидуализации, организация предметно – развивающей среды в нашей группе была направлена на создание социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, а именно на обеспечение эмоционального благополучия, уважительного отношения к каждому ребенку, его чувствам и потребностям, поддержку индивидуальности и инициативы, а так же оказание недирективной помощи. Таким образом, в предметно – развивающую среду были включены центры, наглядные модели и алгоритмы такие как: Экран настроения, Я все смогу, Моя визитная карточка, «Экран добрых дел», «Звезда дня», «Дерево дружбы», «Моя семья». Естественное вхождение принципа индивидуализации позволяет взаимодействовать с ребенком на принципах личностно – ориентированной модели.
Создать в группе атмосферу психологической защищенности и эмоциональной комфортности, для ребенка, а так же возможность уединения позволяет нам использование ширм и мягких модулей, а так же семейные эмблемы и фотографии.
Еще одним из принципов ФГОС является принцип интеграции, поэтому мы организовали свою предметно – развивающую среду так, чтобы при реализации задач по основным областям, возможно, было включение всех видов детской деятельности.
Содержание программы предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, а так же самостоятельной деятельности дошкольников, поэтому организуя предметно – пространственную среду в группе, мы опирались на один из ведущих принципов – принцип доступности.
Реализуя задачи по основным образовательным областям, создали условия для физического развития детей и приобщения их к здоровому образу жизни, обеспечили пространство и наполняемость предметами, и игровым материалом с учетом возрастных особенностей, стимулирующих двигательную активность. Включили такой центр как «Маленькие чемпионы».
Решая задачи познавательного развития, создали условия для развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Включили в предметно – развивающую среду такие центры, как: «Почемучки», «В гостях у деда Природоведа», «Юные математики».
Реализуя область художественно – эстетического развития, создаем условия для развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, элементарных представлений о видах искусства, эстетического отношения к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей через следующие центры: «В гостях у феи музыки», «Театральная студия», «В гостях у Красочки и кисточки», «Центр искусства».
Задачи области речевого развития, направленные на овладение речью как средством общения и культуры, а так же знакомство с книжной культурой, детской литературой мы реализуем через следующие центры: «В гостях у сказки», «Разговорчивый малыш».
Приоритетным направлением нашей группы является социально – коммуникативное развитие, реализуя задачи данной области, мы создаем условия для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, эмоциональной отзывчивости, формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества, основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. И на наш взгляд при реализации данной образовательной области необходимы такие центры и наглядные модели как «Островок безопасности», «Будь здоров», «Я Россиянин», «Центр Сюжетно – ролевых игр».
Хотелось бы обратить ваше внимание на музейные встречи, проводимые в рамках празднования 70 – той годовщины победы и ВОВ. Используя образ музея, как связующее звено между отдаленными событиями и детьми, мы написали письма ветеранам, подготовили посылку для молодых солдат срочной службы, опираясь на подлинные семейные реликвии наших детей, изготовили медали ВОВ, совместно с родителями шьем «Покрывало мира». Мы считаем, что работа в музейном пространстве внесет свой вклад в фундамент будущего патриота своей Родины.
При всем при этом, мы взрослые не забыли о себе, включив в предметную среду небольшой островок, который помогает нам чувствовать себя более уверенно, активно и профессионально – это наши картотеки.
Спасибо за внимание!