Юлия Назарова
Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста «По страницам сказочного мира»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад №9"Семицветик"
Практико -ориентированный проект
для детей старшего дошкольного возраста
«По страницам сказочного мира»
Автор :
воспитатель Назарова Ю. А.
Серпухов,2022
Паспорт проекта
«По страницам сказочного мира»
Актуальность.
Публикация «Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста „По страницам сказочного мира“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
С целью актуализации знаний дошкольников был создан данный проект, где рассматривается фольклорный жанр – «Русская народная сказка».
Проектный метод, используемый в работе с детьми старшего дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация). Он поможет детям овладеть разными средствами речевой выразительности, и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.
Тип проекта : практико - ориентированный.
Вид проекта : групповой
Продолжительность:
Возраст - 4 - 5 лет.
Участники проекта : дети старшей подгруппы, воспитатели, родители
Цель:Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках;создать условия для духовно - нравственного развития ребенка и способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сфер детей в процессе художественной продуктивной деятельности, связанно с нравственным содержанием сказки.
Задачи:
- Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость) и правил доброй, совестливой жизни.
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- формировать умения передавать в рисунках образы персонажей сказок;
- Формировать умения лепить по представлению героев литературных произведений;
сюжеты;
- Привлечение детей к созданию предметных и сюжетных композиций;
-Формировать умение пересказывать сказки.
Образовательные области:
Познание, коммуникация, художественное творчество.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 месяц).
Этапы работы над проектом.
I этап: Предварительный (первая неделя).
1) Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр.
2) Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.
II этап: Основной. (вторая и третья, первая половина четвертой недели)
Реализуемые мероприятия.
Тематические занятия
• «Русские народные сказки».
• «Как звери готовятся к зиме».
• Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей».
• Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста».
• Чтение русской народной сказки «Царевна-Лягушка».
• Чтение русской народной сказки «Мужик и медведь».
• Рассказывание сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Просмотр диафильмов и мультфильмов:
• Пузырь, Соломинка и Лапоть.
• Зимовье зверей.
• Мужик и медведь.
• Заяц-хваста.
• Царевна-Лягушка
Чтение художественной литературы:
• Пузырь, Соломинка и Лапоть.
• Зимовье зверей.
• Мужик и медведь.
• Заяц-хваста.
• Царевна –Лягушка
Художественно-творческая деятельность:
• Рисование по русским народным сказкам
• Лепка по мотивам русских народных сказок
• Аппликация по русским народным сказкам
• Раскрашивание сюжетных раскрасок к сказкам
Игры:
• Подвижная игра «Мыльные пузыри»
• Подвижная игра с мячом «Тонет - не тонет»
• Подвижная игра «У медведя во бору»
• Подвижная игра с мячом «Лягушки и цапля»
• Подвижная игра «Лиса и зайцы»
Дидактические игры:
• «Будьте внимательны и найдите ошибки»
• «Кто лишний»
• «Кого не хватает?»
• «Из какой сказки фраза?»
• «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам)
• «Придумаем новое название, окончание сказки»
• «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот)»
• «Назови сказки, где есть бабка, дед, кошка, мышка..»
• «Сложи из частей»
• «Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов», «Наливное яблочко».)
• «Отгадай сказку по отрывку»
• «Подбери рифму»
Работа с родителями:
• Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам.
• Совместное участие родителей и детей в них.
• Устройство выставки работ детей и родителей «Наши любимые сказки».
• Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок)
• Анкетирование родителей на тему «Что знает Ваш ребенок о сказках?»
• Консультация для родителей «Что читать детям 4-5 лет?»
• Посещение родителями с детьми книжного магазина, библиотеки
• Продуктивная деятельность с детьми (лепка, рисование, аппликация) на сказочные темы.
• Участие в создании книг с иллюстрациями по сказкам (детской и взрослой).
Совершенствование предметно-развивающей среды:
- Организация выставки: Раскраски к русским народным сказкам;
- Организация выставки: Рисунки - «Нарисуй картинку к сказке»;
- Организация выставки: Лепка – «Сказочные персонажи»;
- Организация выставки: Аппликация – «Герои сказок»;
- Оформление книги для рассматривания;
III этап: Заключительный.
Продуктом проекта станет музыкально-спортивный праздник подготовленный совместно с родителями «По страницам сказочного мира», в котором детские номера будут чередоваться с загадками и вопросами викторины.
- Презентация книги для рассматривания «Мы рисуем сказку».
Предполагаемые итоги реализации проекта :
- Усвоение ребенком добродетели, напправленность и открытость его к добру.
- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношенний со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Получение знаний о русских народных сказках, повышения интереса к сказкам;
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Используемая литература.
1. В. В. Гербова Развитие речи в детском саду, старшая группа. -М. : Мозаика Синтез, 2016-144с.
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, старшая группа (автор составитель Н. В. Лободина). - Волгоград: Учитель, 2013г. - 399стр.
3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, средняя группа (автор составитель З. А. Ефанова). - Волгоград: Учитель, 2013г. - 307стр.
4. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика., под редакцией Полянской Л. И., Школьная пресса, 2010 г