Елена Кашина
Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Финансовая грамотность»
Воспитатель: Калашникова Е. А.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители.
Актуальность и социальная значимость:
Публикация «Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников „Финансовая грамотность“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку. Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта: является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Проект направлен на решение задач:
формирование первичных экономических представлений и компетенций; развитие экономического мышления дошкольников;
воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Предполагаемые результаты:
По завершению проектных мероприятий дети могут:
Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.
Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
Развитая эмоциональная сфера детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.
Этапы работы над проектом:
1 этап – Организационный:
Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовая грамотность».
Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – Практический:
Реализация проектных мероприятий.
3 этап – Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательного квеста «Что? Где? Почему?».
Управление и обеспечение проекта:
Система работы по формированию финансовой грамотности детей состоит из занятий. Занятия проводятся фронтально, один раз в неделю. Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д.
Занятия включают в себя:
Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
Решение проблемных ситуаций.
Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
Решение арифметических задач, кроссвордов.
Чтение художественной литературы.
Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
• анализ, классификация предметов;
• обобщение по заданному признаку;
• сравнение и выделение главного;
• простые умозаключения;
• действия по предложенной схеме-алгоритму.
Игровые упражнения для развития математических способностей:
• овладение счетными операциями;
• формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
• сравнение количества предметов;
• освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);
• решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Наиболее важный эффект, ожидаемый от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Ребята на занятиях в игровой форме, через призму интересного и познавательного сюжета знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье. Мы ожидаем, что дошкольники получат необходимые знания, а семьи воспитанников заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
Список литературы:
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.
8. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
9. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
10. Методические разработки мероприятий по финансовой грамотности. 2020. МКУ Методический Центр образовательных организаций Дебесского района.
11. Картотека конспектов организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности 5-7 лет. Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка» г. Мегион, 2018 г.
Планирование.
Март
1неделя
Ознакомительное занятие «Деньги и их значение»
Цель: формирование начальных представлений финансовой грамотности дошкольников.
Книга «Методические разработки мероприятий по финансовой грамотности» стр. 10.
2 неделя
Деловая игра «Жизнь и финансы»
Цель: формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий при выполнении финансовых логических головоломок и создание мотивации для повышения финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Книга «Методические разработки мероприятий по финансовой грамотности» стр. 13.
3 неделя
Занятие «Буратино и его монетки»
Цель: Содействовать финансовому просвещению детей старшего дошкольного возраста.
Книга «Методические разработки мероприятий по финансовой грамотности» стр. 15.
4 неделя
Занятие «Кошелек и его друзья»
Цель: Формирование экономических понятий и знаний о бюджете семьи.
Книга «Методические разработки мероприятий по финансовой грамотности» стр. 20.
Апрель
1 неделя
Практическая работа «Мини-банк»
Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем - потом тратим».
Картотека конспектов организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей 5-7 лет.
2 неделя
Сюжетно-ролевая игра «Строительная компания»
Цель: создание условий для формирования представлений о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях и результатах труда.
3 неделя
Командная игра «Рекламный бизнес»
Цель: формировать у детей представление о рекламе.
Картотека конспектов организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей 5-7 лет.
4 неделя
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
Цель: создание условий для формирования представлений о деятельности супермаркета, о трудовых обязанностях работников супермаркета и о результатах труда.
Май
1 неделя
Викторина «Мы ребята деловые»
Цель: формировать у детей первичные экономические представления; развивать экономическое мышление у дошкольников; воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентир, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
2 неделя
Игра-квест «Что? Где? Почем?»
Ожидаемый результат: в результате квест - игры, дети закрепляют полученные ранее знания в области финансов, приобретают умения зарабатывания денег, рационального распределения своих доходов, навыки командной игры в условиях соревнования.
Книга «Методические разработки мероприятий по финансовой грамотности» стр. 4.
Сюжетно-ролевые игры.
«Строительная компания»
Цель: создание условий для формирования представлений о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях и результатах т руда.
Задачи:
Образовательные: Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; Строить модель по схеме.
Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Воспитательные: Воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Активизация словаря: строитель, каменщик, крановщик.
Предварительная работа для организации и обогащения сюжетно-ролевой игры:
-Экскурсия на стройку. Беседа со строителями.
-Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию.
-Чтение сказки «Теремок», произведений «Кто построил этот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева.
-ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации, мультфильмы, дидактические игры (на усмотрение и возможности воспитателя).
-Беседа о технике безопасности на стройке.
-Рассматривание иллюстраций, фотографий о стройке, о знаменитых строителях нашего города
-Дидактическая игра: «Инструменты»
-Рисование на тему «Строительство дома».
-Напольные строительные игры: лего, кубики, модули.
-Ручной труд: Изготовление атрибутов для строительных игр.
Руководство игрой (основные и косвенные приёмы, обеспечивающие развитие и усложнение игры):
-Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету.
-Выступая как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений.
-Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, детский сад, правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.
«Супермаркет»
Цель: создание условий для формирования представлений о деятельности супермаркета, о трудовых обязанностях работников супермаркета и о результатах труда.
Задачи:
Образовательные: Расширить знания детей о работе продавца в магазине.
Развивающие: развивать умение самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Воспитательные: Воспитывать уважительное и вежливое отношение к работе продавца. вызвать у детей интерес к профессии продавца.
Формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, товар, весы, кассир, взвешивать, заворачивать вещи, названия продуктов, бытовых приборов, одежды.
Предварительная работа для организации и обогащения сюжетно-ролевой игры:
-Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине.
-Просмотр видеофильма о работе продавца. Беседа с детьми.
-Этическая беседа о поведении в общественных местах.
-Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный)»
-Рассказ воспитателя о профессии продавца.
-Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т. д.
-Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.
-Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др.
-Дидактические игры: «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда», «Кто больше назовет действий».
-Рисование «Магазин продуктов».
-Лепка «Овощи-фрукты для магазина».
-Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т. д.).
Руководство игрой (основные и косвенные приёмы, обеспечивающие развитие и усложнение игры):
-Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету.
-Выступая как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений.
-Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, детский сад, правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.