МААМ-картинки

Практический семинар для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых»

Ольга Миногина
Практический семинар для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи:

- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;

- совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;

- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

План проведения семинара :

Публикация «Практический семинар для педагогов „Развиваем речь детей и взрослых“» размещена в разделах

- Обоснование проблемы. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи».

- Практикум «Проверьте свою грамотность».

- Рефлексия.

Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере» (А. П. Чехов).

Часть I.

Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся :

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют :

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки: «с», «з», «ш», «ж», «л», «р», его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать переходы от одного движения к другому. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты. Когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют и детям, и взрослым, научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль, потом зеркало можно убрать.

• Постепенно темп упражнений увеличивается. Ребёнку задаются наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?».

• Артикуляционной гимнастикой занимаются ежедневно, в течение 7-!0 минут.

• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления речи.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика.

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Развивается воображение и фантазия.

6. В результате освоения упражнений пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Необходимо помнить, что пальчиковая гимнастика будет эффективна только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно около 5-10 минут. Сначала все упражнения выполняются медленно. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем-другой, наконец, двумя одновременно.

Формированию правильного звукопроизношеня у детей способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности. Обращается внимание на длительность звучания слова. Формируется умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные; определять первый звук в слове; называть слова с заданным звуком; учат выделять звук в слове. Детей знакомят с делением слов на слоги.

Великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи это скороговорки. Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие рифмованные фразы развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Как работать со скороговорками?

1. Прочитайте ребёнку скороговорку и по возможности покажите иллюстрацию к ней.

2. Объясните значение сложных слов.

3. Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.

4. Проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.

5. Проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами. Пословицы - это краткие народные изречения афористического характера. Далеко не все взрослые, не говоря уже о детях, употребляют в своей речи пословицы, или говорят их к месту. Именно поэтому начинать работу с пословицами нужно как можно раньше, объяснять смысл пословиц, применять их к различным современным ситуациям. Работа с пословицами развивает у дошкольников и абстрактное мышление.

Часть II.

Организация: Предложить разделиться на 2 команды, дать им названия; провести семинар в соревновательной форме между командами.

I. Раздел “Слово”.

1. “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”

Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать, одним словом.

• Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).

• Непостоянный морфологический признак глагола. (Лицо).

• Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующая).

• Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).

• Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).

• Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).

• Все слова языка. (Лексика).

• Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. (Омонимы).

• Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).

• Часть слова без окончания. (Основа).

2. “Родственные (однокоренные) слова”.

Задание: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова.

• Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье.

• Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.

• Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.

• Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

• Дуб – дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина.

3. “Почему так называется?” (Этимология).

Задание: Объяснить, почему так называются растения.

• Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.

• Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.

• Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.

• Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.

4. Подскажите слово.

Задание: Предложить каждой команде по цепочке добавить слово, продолжить диалог:

• Кошка мяукает, а воробей…

• Соль в солонке, а масло…

• У лошади хвост лошадиный, а у собаки.

• Медведь спит в берлоге, а волк…

• У кошки котята, а у слонихи…

• Корова мычит, а собака…

• Цыпленок желтый, а курица…

• Курица кудахчет, а утка…

• Заяц пушистый, а слон…

• У коровы рога, а у козленка…

• Воробей маленький, а орел…

• Воробей чирикает, а ворона…

• Сокол летает, а страус…

• У белки дупло, а у лисы.

5. Найдите похожие по звучанию слова:

Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.

• Спички – синички,

• Врач – мяч,

• Значок – крючок,

• Ключи – кирпичи,

• Стол – пол,

• Халат – салат,

• Елка – иголка,

• Белка – стрелка,

• Зайцы – пальцы,

• Яйцо – крыльцо,

• Огурец – продавец,

• Дворец – певец,

• Пирог – творог,

• Ворона – корона,

• Топор – забор,

• Нора – дыра.

II. раздел “Пословицы и поговорки”.

1. Исправьте ошибки в пословицах.

Задание: Найти ошибку и исправить.

• После драки много хромых (Храбрых).

• Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).

• Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).

• Пришел, увидел, купил (Победил).

• У каждого своя голова на шее (Плечах).

• Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).

• Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).

• На всякий урок (час) ума не напасешься.

• Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).

• Испокон века телевизор (Книга) растит человека.

2. Составьте пословицы и поговорки из набора слов:

Командам предложить карточки с перечнем слов.

Задание: Составить пословицы.

• Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).

• Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).

• Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)

• Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).

• Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).

• Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).

• Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).

• За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).

• Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).

• Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).

III. раздел “ В мире сказок”.

Современная реклама.

Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.

• Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).

• Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).

• Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А. Н. Толстого).

• Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского).

• Отмою все! (Мойдодыр из произведения К. И. Чуковского).

• Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”).

Динамическая пауза.

• Определение места звука в словах.

Участникам команд даё тся задание: если звук «л» будет стоять в начале слова (ведущий произносит ряд слов) - нужно поднять руки вверх и потянуться; если в середине слова - поставить руки на пояс; если же звук «л» будет стоять в конце слова - нагнуться и поставить руки на колени.

Ведущий произносит слова: лампа, кулак, стол, колба, осёл, ласточка, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.

IV. Раздел «Проверьте свою грамотность».

1 Грамматическая правильность

Образовать форму повелительного наклонения глаголов:

• Ехать – поезжай (те); бежать – беги (те); махать – маши (те, махай (те); сесть – сядь (те); лечь – ляг (те).

2 Орфоэпическая правильность

- Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт, блин, торт, бант, гусь. Нет кого? Чего?. - Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа: доска, река, щека, борода, стена, борона. Вижу кого? Что?.

V. Формирование правильного звукопроизношения и дикции.

• Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую - быстро произнести с определённой интонацией.

Карточка № 1.

1. Гризли продавал гриву льва за гривну.

2. Компьютерному пирату в Интернете не рады. (сердито)

Карточка № 2 .

1. Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.

2. Саша шустро сушит сушки. (удивлённо)

- Третью скороговорку (на свой выбор) команды предлагают произнести соперникам.

Рефлексия.

Методика «Неоконченное предложение».

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар …

Литература:

1. Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.

2. Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г.

3. Д. Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение» 1988.

4. Л. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Пальчиками мы играем, речь детей мы развиваем» Задачи: Закреплять с детьми характерные признаки осени; Упражнять в умении устанавливать простейшие причинно-следственные.

Консультация для воспитателей с элементами мастер-класса «Развиваем пальчики — развиваем речь» Цели:Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию различных приемов и способов развития мелкой моторики рук у.

Консультация «Играя, развиваем речь детей» Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует.

Мастер-класс для родителей с участием детей «Развиваем пальчики-развиваем речь»Мастер-класс для родителей с участием детей «Развиваем пальчики-развиваем речь» Мастер-класс для родителей с участием детей «Развиваем пальчики-развиваем речь» Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой.

Методическая разработка деловой игры для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей» Пояснительная записка Номинация - «Речевое развитие». Цель игры: повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о развитии речи.

Практический семинар для педагогов «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях» .

Практический семинар Педагогическое сотрудничество педагогов разного профессионального уровня 1. Организационный этап: Игры на сотрудничество: - Здравствуй, ты представляешь?. ; - Деление по признаку (деление по признаку на две.

Проект для педагогов первой младшей группы «Тренируем пальчики — развиваем речь» Конспект проекта в первой младшей группе "Тренируем пальчики– развиваем речь". «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их.

Развиваем пальчики — развиваем речьРазвиваем пальчики — развиваем речь Уже давно известно: чем лучше развита мелкая моторика рук малыша - тем быстрее он заговорит. Педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка.

«Развиваем пальчики — развиваем речь». Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста Цели: • сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста; • предоставить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практический семинар для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых»
Опубликовано: 14 марта 2016 в 06:32
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практический семинар для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Миногина (УИ 308572) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД