Ольга Ефремова
Мастер-класс для родителей с участием детей «Развиваем пальчики-развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей с участием детей
«Развиваем пальчики-развиваем речь»
Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Предварительная работа.
• Проведение анкетирования (Приложение 1) и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений данной теме;
• Подбор пособий, игр по теме;
• Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей;
• Подготовка презентации для родителей по теме мастер-класса;
Публикация «Мастер-класс для родителей с участием детей „Развиваем пальчики-развиваем речь“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• Подбор музыкального сопровождения для мероприятия.
Оборудование и материалы.
В группе: Мультимедийная установка, музыкальный центр. На столах (стоят буквой «П»)вниманию родителей представлены игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей : игры-шнуровки, пазлы, вкладыши, игры на застегивание и расстегивание, конструкторы мелкие, мозаики, дидактические кубы, кубики разные, матрёшки, пирамидки, мелкие предметы для выкладывания узоров на плоскости стола (пуговицы, бусины, пробки, цветные палочки, геометрические фигуры, цветные шнурки, различные виды бус (для нанизывания, материал для массажа (массажёры Су-джок, массажные мячи, шишки сосновые, прищепки, грецкие орехи, шестигранные карандаши, ёмкости с горохом, пробками (игры в «прятки»). Кукла, материал для нанизывания бус.
Примечание: мастер-класс сопровождается презентацией.
Добрый вечер, уважаемые родители!
1. «Разминка для ума и тела». (орг. момент)
Наверное, каждый из вас хорошо помнит свое детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве… И конфеты были слаще, и мороженое вкусней… Предлагаю вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства….
Далее предлагается разминка для пальчиков (и не только, начинающаяся с игровой ситуации с куклой и бусами.
Представим на минуточку себя на месте наших детей, поиграем …
Маша в гости собиралась,
Маша в платье наряжалась,
Туфли новые надела,
Долго в зеркало глядела.
Причесалась не спеша,
До чего же хороша!
Бусы новые надела,
Застегнула неумело,
Разбежались бусы вскачь,
Тише, Машенька, не плачь!
Разминка для родителей. Далее родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее).
Музыкальное сопровождение – «Усатый нянь»
Оказывается, нелёгкая это задача. Представляете, каково же нашим детям… Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребенком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться… И порой им приходится очень трудно без поддержки взрослых.
2. «Немного теории…»
ММ – это выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев»
Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Если специально тренировать кисть, развитие речи ускоряется.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Развивая мелкую моторику, вы развиваете речь, работоспособность головного мозга, мышление, внимание, память, воображение.
3. Мелкая моторика лучше развивается в игровой форме.
Без предметов: массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
(Вниманию родителей предлагается несколько пальчиковых игр.)
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами, которыми можно заниматься как дома, так и в детском саду. Давайте познакомимся с некоторыми из них (демонстрация на слайде) :
- с пуговицами (нанизывание бус, выкладывание различных картин,
- с сыпучими материалами (фасоль, горох, разные крупы; перебирание, рисование по крупам,
- со счетными палочками
- с крышками от бутылок (нанизывание бус, ходьба пальцами по столу,
- с прищепками (самомассаж пальцев, развешивание носовых платков после стирки, прикрепление прищепок к рисункам в качестве дополнения к нему: иголки у ёжика, борода у гномика и т. д. ,
- различные шнуровки (как фабричные, так и самодельные,
- аппликация (из вырезанных или рваных кусочков,
- лепка из пластилина или солёного теста (уникальность лепки заключается в том, что она способствует массажу ладоней и пальцев рук,
- рисование (карандашами, красками с помощью кисточки, кусочков поролона или самих пальцев,
-ниткопись (выкладывание ниткой контуры предметов,
-штриховки, графические диктанты,
- пальчиковый театр,
- конструкторы, мозаика, пазлы и др.
Последнее время все популярнее становится применение су-джок массажёра в работе с детьми. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а массажер «Су-Джок» – эта гимнастика оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных.
Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю, Назад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.
Кроме того, массаж и самомассаж можно проводить с помощью прищепок, грецких орехов, шишек, шестигранных карандашей.
Например, игра - массаж «Чудо–прищепки» -ребенок поочередно на каждое слово стиха «кусает» прищепкой ногтевые фаланги.
Например:
Кусается сильно котенок - глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, Скажу тебе: кыш!
Сейчас мы с вами вместе тоже изготовим многофункциональное пособие «Умные бусы», которое с одной стороны направлено на развитие мелкой моторики, а с другой – на закрепление обобщающих слов (овощ, фрукты и т. д.).
Мамы вырежут картинки по определенной лексической теме, а дети помогут их приклеить с помощью двустороннего скотча. Затем детям нужно наши бусинки нанизать на шнурок, называя предмет изображенный на рисунке и сказать, как одним словом можно назвать все эти предметы.
Очень надеюсь, что я смогла вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста. Еще раз хочу напомнить о том, что кроме указанных способов развития речи ребенка существуют и другие – это постоянное речевое общение, разъяснение, чтение художественной литературы, пение песен и мн. др. И конечно же только совместными усилиями, и постоянной работой с детьми можно достичь желаемого результата.