Лариса Сац
Практический семинар Педагогическое сотрудничество педагогов разного профессионального уровня
▼ Скачать + Заказать документы
1. Организационный этап:
Игры на сотрудничество :
- Здравствуй, ты представляешь?. ;
- Деление по признаку (деление по признаку на две группы);
- рассказ о группе с использованием реальных данных.
2. Проблемы и перспективы сотрудничества педагогов разного профессионального уровня (взгляд на проблему наставничества)
Публикация «Практический семинар Педагогическое сотрудничество педагогов разного профессионального уровня» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В коллективе, где есть молодые педагоги, возникает необходимость создания условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога, поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их успешного профессионального роста
В условиях развития системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой начинающий педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Таким образом, у начинающего педагога возникает необходимость получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, поэтому сегодня развитие системы наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания. Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий. Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, то после первых недель душевного подъё ма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
Наставничество может быть выстроено в три этапа:
1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации и индивидуального становления.
2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. В своей работе с молодым педагогом наставник должен применять как традиционные формы работы (беседы, консультации, посещения и обсуждения занятий, так и нетрадиционные: психологические тренинги, деловые игры, диспуты, конкурсы, "мозговые штурмы", разработка проектов, моделей занятий с детьми.
Работа с молодыми педагогами строится с учетом двух основных аспектов:
Молодой специалист – ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
Молодой специалист – коллега: оказание поддержки со стороны коллег.
Требования к профессиональной компетентности педагога-наставника :
1. Наставник должен разрабатывать и предлагать оптимальную программу педагогической помощи каждому молодому педагогу, с учетом его индивидуальных особенностей, уровня профессионализма и коммуникативных навыков
2. Наставник должен уметь наладить положительный межличностный контакт со своим подопечным.
3. Наставник осуществляет диагностирование, наблюдение, анализ и контроль за деятельностью своего подопечного
4. Наставник обязан быть образцом для подражания и в плане межличностных отношений, и в плане личной самоорганизации и профессиональной компетентности.
Роли педагогов-наставников :
В зависимости от того, проблемы какого свойства сопутствуют педагогической деятельности молодого специалиста, осуществляется подбор опытного педагога на роль наставника. Ошибка в выборе роли может привести к тому, что цель наставнической помощи не будет достигнута. С учетом профессиональных потребностей молодого педагога можно выделить следующие роли педагогов-наставников :
Проводник. Обеспечит подопечному знакомство с системой данного общеобразовательного учреждения «изнутри». Такой наставник может объяснить принцип деятельности всех структурных подразделений, рассказать о государственно-общественном управлении образовательным учреждением. Наставник поможет молодому учителю осознать свое место в коллективе, будет осуществлять пошаговое руководство его педагогической деятельностью. Вклад наставника в профессиональное становление молодого педагога составляет более 80 %.
Защитник интересов. Может помочь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; организует вокруг профессиональной деятельности молодого педагога атмосферу взаимопомощи и сотрудничества; поможет подопечному осознать значимость и важность его работы; своим авторитетом охраняет учителя от возможных проблем межличностного характера. Наставник может договариваться от имени молодого специалиста о его участии в различных мероприятиях. Вклад такого наставника составляет 60–80 %.
Кумир. Это пример для подражания, это очень мощный критерий эффективности наставнической поддержки. Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование молодого педагога. Подопечный фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации педагогической деятельности, стиль общения наставника. Вклад наставника в профессиональное становление молодого педагога составляет 40–60 %.
Консультант. За основу этих взаимоотношений берется благополучие личности молодого специалиста. Эта роль реализует функцию поддержки. Здесь практически отсутствует требовательность со стороны наставника. Подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит. Вклад наставника в профессиональное становление молодого педагога составляет 30–40 %.
Контролёр. В организованной таким образом наставнической поддержке молодой специалист самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций. Вклад такого наставника составляет 10–30 %.
4. Деловая игра «Опыт + молодость = успех» (работа в минигруппах)
• Найди ответ
Уважаемые коллеги!
Предлагаем вам ответить на несколько вопросов.
На ответы вам дается три минуты.
! Представлять ответы вашей группы должен педагог, обладающий следующими признаками (черноволосый, не худой, имеющий ребёнка, кошку и собаку)
1. Какого педагога можно считать молодым, а какого – опытным?
2. Кто может стать педагогом – наставником?
3. Распределите по степени значимости для молодого педагога области профессиональной деятельности педагога – наставника :
- организация НОД;
- знание методик и технологий;
- психология общения;
- организация работы с родителями;
- работа над своими личностными качествами;
- взаимодействие с администрацией и коллегами.
4. Перечислите наиболее эффективные условия сотрудничества молодых педагогов и педагогов-наставников :
• Идеал или жизнь (работа с проблемной таблицей)
Уважаемые коллеги! Вам предлагается взглянуть на молодого педагога глазами коллег, родителей и воспитанников.
Молодой педагог глазами
- Коллег
- Родителей
- Воспитанников
Выделите его положительные и отрицательные профессиональные качества с точки зрения всех трёх групп
- Выделите, пожалуйста, общие с позиций всех трёх групп положительные качества молодого педагога :
- Что необходимо сделать, чтобы молодой педагог овладел всеми этими качествами?
! Представить итоги работы группы должен педагог невысокий, с длинными волосами и владеющий собственностью.
• Решение педагогических ситуаций
1. Администрация выбрала для молодого педагога наставника, который не нравится тому своими личными качествами и внешним видом. Что посоветуете молодому педагогу?
2. Педагог – наставник составил расширенный план работы с молодым педагогом, но тот считает, что он и так всё знает, всё умеет. На встречу с наставником не настроен, отговаривается нехваткой времени для общения. Что посоветуете наставнику?
! Мнение вашей группы должен высказать педагог, у которого 47 размер ноги и 50 размер одежды, одетый в брюки.
• Выскажи своё личное мнение
1. Что, на ваш взгляд, является отличительной чертой вашего детского сада?
2. Какие корпоративные ценности существуют в вашем детском саду?
3. Каков, по вашему мнению, ваш личный рейтинг в детском саду? (подчеркнуть)
- высокий
- средний
- низкий
4. Чему вы научились у коллег за прошедший учебный год? Были среди них молодые специалисты?
5. Как вы считаете, может ли молодой воспитатель стать наставником педагога – стажиста?
- Да
- Нет
- Возможно
Таким образом, уважаемые коллеги!
Наставничество как форма взаимодействия педагогов разного профессионального уровня выступает активной и эффективной формой повышения профессионального уровня только в тех случаях, когда:
- эта работа ведется планомерно, системно и систематически, имеет конкретную практическую цель – подготовить хорошего специалиста для работы в образовательном учреждении;
- в основе наставничества – взаимодействие, желание сотрудничать обоих субъектов, взаимный интерес;
- когда педагог-наставник обладает всеми необходимыми качествами для осуществления роли учителя;
- когда в процессе взаимодействия решаются разные аспекты педагогической деятельности (методическая, психологическая и личностная помощь).