Приложение МААМ

Практический семинар Педагогическое сотрудничество педагогов разного профессионального уровня

Лариса Сац
Практический семинар Педагогическое сотрудничество педагогов разного профессионального уровня
▼ Скачать + Заказать документы

1. Организационный этап:

Игры на сотрудничество :

- Здравствуй, ты представляешь?. ;

- Деление по признаку (деление по признаку на две группы);

- рассказ о группе с использованием реальных данных.

2. Проблемы и перспективы сотрудничества педагогов разного профессионального уровня (взгляд на проблему наставничества)

Публикация «Практический семинар Педагогическое сотрудничество педагогов разного профессионального уровня» размещена в разделах

В коллективе, где есть молодые педагоги, возникает необходимость создания условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога, поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их успешного профессионального роста

В условиях развития системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой начинающий педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Таким образом, у начинающего педагога возникает необходимость получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, поэтому сегодня развитие системы наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания. Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий. Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, то после первых недель душевного подъё ма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.

Наставничество может быть выстроено в три этапа:

1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации и индивидуального становления.

2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. В своей работе с молодым педагогом наставник должен применять как традиционные формы работы (беседы, консультации, посещения и обсуждения занятий, так и нетрадиционные: психологические тренинги, деловые игры, диспуты, конкурсы, "мозговые штурмы", разработка проектов, моделей занятий с детьми.

Работа с молодыми педагогами строится с учетом двух основных аспектов:

Молодой специалист – ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.

Молодой специалист – коллега: оказание поддержки со стороны коллег.

Требования к профессиональной компетентности педагога-наставника :

1. Наставник должен разрабатывать и предлагать оптимальную программу педагогической помощи каждому молодому педагогу, с учетом его индивидуальных особенностей, уровня профессионализма и коммуникативных навыков

2. Наставник должен уметь наладить положительный межличностный контакт со своим подопечным.

3. Наставник осуществляет диагностирование, наблюдение, анализ и контроль за деятельностью своего подопечного

4. Наставник обязан быть образцом для подражания и в плане межличностных отношений, и в плане личной самоорганизации и профессиональной компетентности.

Роли педагогов-наставников :

В зависимости от того, проблемы какого свойства сопутствуют педагогической деятельности молодого специалиста, осуществляется подбор опытного педагога на роль наставника. Ошибка в выборе роли может привести к тому, что цель наставнической помощи не будет достигнута. С учетом профессиональных потребностей молодого педагога можно выделить следующие роли педагогов-наставников :

Проводник. Обеспечит подопечному знакомство с системой данного общеобразовательного учреждения «изнутри». Такой наставник может объяснить принцип деятельности всех структурных подразделений, рассказать о государственно-общественном управлении образовательным учреждением. Наставник поможет молодому учителю осознать свое место в коллективе, будет осуществлять пошаговое руководство его педагогической деятельностью. Вклад наставника в профессиональное становление молодого педагога составляет более 80 %.

Защитник интересов. Может помочь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; организует вокруг профессиональной деятельности молодого педагога атмосферу взаимопомощи и сотрудничества; поможет подопечному осознать значимость и важность его работы; своим авторитетом охраняет учителя от возможных проблем межличностного характера. Наставник может договариваться от имени молодого специалиста о его участии в различных мероприятиях. Вклад такого наставника составляет 60–80 %.

Кумир. Это пример для подражания, это очень мощный критерий эффективности наставнической поддержки. Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование молодого педагога. Подопечный фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации педагогической деятельности, стиль общения наставника. Вклад наставника в профессиональное становление молодого педагога составляет 40–60 %.

Консультант. За основу этих взаимоотношений берется благополучие личности молодого специалиста. Эта роль реализует функцию поддержки. Здесь практически отсутствует требовательность со стороны наставника. Подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит. Вклад наставника в профессиональное становление молодого педагога составляет 30–40 %.

Контролёр. В организованной таким образом наставнической поддержке молодой специалист самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций. Вклад такого наставника составляет 10–30 %.

4. Деловая игра «Опыт + молодость = успех» (работа в минигруппах)

• Найди ответ

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вам ответить на несколько вопросов.

На ответы вам дается три минуты.

! Представлять ответы вашей группы должен педагог, обладающий следующими признаками (черноволосый, не худой, имеющий ребёнка, кошку и собаку)

1. Какого педагога можно считать молодым, а какого – опытным?

2. Кто может стать педагогом – наставником?

3. Распределите по степени значимости для молодого педагога области профессиональной деятельности педагога – наставника :

- организация НОД;

- знание методик и технологий;

- психология общения;

- организация работы с родителями;

- работа над своими личностными качествами;

- взаимодействие с администрацией и коллегами.

4. Перечислите наиболее эффективные условия сотрудничества молодых педагогов и педагогов-наставников :

• Идеал или жизнь (работа с проблемной таблицей)

Уважаемые коллеги! Вам предлагается взглянуть на молодого педагога глазами коллег, родителей и воспитанников.

Молодой педагог глазами

- Коллег

- Родителей

- Воспитанников

Выделите его положительные и отрицательные профессиональные качества с точки зрения всех трёх групп

- Выделите, пожалуйста, общие с позиций всех трёх групп положительные качества молодого педагога :

- Что необходимо сделать, чтобы молодой педагог овладел всеми этими качествами?

! Представить итоги работы группы должен педагог невысокий, с длинными волосами и владеющий собственностью.

• Решение педагогических ситуаций

1. Администрация выбрала для молодого педагога наставника, который не нравится тому своими личными качествами и внешним видом. Что посоветуете молодому педагогу?

2. Педагог – наставник составил расширенный план работы с молодым педагогом, но тот считает, что он и так всё знает, всё умеет. На встречу с наставником не настроен, отговаривается нехваткой времени для общения. Что посоветуете наставнику?

! Мнение вашей группы должен высказать педагог, у которого 47 размер ноги и 50 размер одежды, одетый в брюки.

• Выскажи своё личное мнение

1. Что, на ваш взгляд, является отличительной чертой вашего детского сада?

2. Какие корпоративные ценности существуют в вашем детском саду?

3. Каков, по вашему мнению, ваш личный рейтинг в детском саду? (подчеркнуть)

- высокий

- средний

- низкий

4. Чему вы научились у коллег за прошедший учебный год? Были среди них молодые специалисты?

5. Как вы считаете, может ли молодой воспитатель стать наставником педагога – стажиста?

- Да

- Нет

- Возможно

Таким образом, уважаемые коллеги!

Наставничество как форма взаимодействия педагогов разного профессионального уровня выступает активной и эффективной формой повышения профессионального уровня только в тех случаях, когда:

- эта работа ведется планомерно, системно и систематически, имеет конкретную практическую цель – подготовить хорошего специалиста для работы в образовательном учреждении;

- в основе наставничества – взаимодействие, желание сотрудничать обоих субъектов, взаимный интерес;

- когда педагог-наставник обладает всеми необходимыми качествами для осуществления роли учителя;

- когда в процессе взаимодействия решаются разные аспекты педагогической деятельности (методическая, психологическая и личностная помощь).

Публикации по теме:

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2011–2015 гг. Уважаемые коллеги хочу представить вашему вниманию мой индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2011 – 2015 гг. 1. Знакомство.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2015–2020 г. г. Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2015-2020 г. г. (межаттестационный период) воспитателяБостриковой Веры Васильевны.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Актуальность темы. Причиной актуальности экологического воспитания.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период Хасановой Гульназ Инсафовны, учителя-логопеда МБДОУ «Детский.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя на межаттестационный период ЛИЧНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА Ф. И. О. педагога: Егорова Альбина Ансаровна Дата рождения: 14.01.1967 год Образование (когда и какое учебное заведение.

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня 1. Ф. И. О. педагога – Яковлева Вера Александровна 2. Образование – Среднееспециальное. Бугульминское педагогическое училище. 3. Категория.

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога-психолога Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межаттестационный период педагога-психолога МКУ «Управление образования».

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межаттестационный период Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межаттестационный период Салимовой Фариды Асраровны, воспитателя МБДОУ.

Индивидуальный план работы повышения профессионального уровня на 2015–2020 г. г. Индивидуальный план работы повышения профессионального уровня на 2015 – 2020 гг. Воспитателя: Вафиной Людмилы Анатольевны Тема: «Современные.

План повышения профессионального уровня музыкального руководителя ДОУ План повышения профессионального уровня музыкального руководителя МА ДОУ №32 «Чайка» Салимгареевой Ларисы Николаевны. 2011 -2012 год.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практический семинар Педагогическое сотрудничество педагогов разного профессионального уровня
Опубликовано: 8 декабря 2015 в 15:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практический семинар Педагогическое сотрудничество педагогов разного профессионального уровня» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Сац (УИ 121762) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД