Наталья Моторкина
Консультация для воспитателей с элементами мастер-класса «Развиваем пальчики — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию различных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей-дошкольников с нарушениями речи.
Задачи:
Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи через вариативность методов игрового взаимодействия ребенка и взрослого.
Выставка:
Специальная литература, журнальные статьи, схемы пальчиковой гимнастики, песок, камушки, желуди, каштаны, орехи, фасоль, горох, бусы, прищепки, спички, шнуровки, пластилин, глина, мел, резиновые ёжики и т. д.
Публикация «Консультация для воспитателей с элементами мастер-класса „Развиваем пальчики — развиваем речь“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Уважаемые коллеги, сегодня мы с Вами станем участниками мастер-класса «Играем пальчиками – развиваем речь». Наш девиз: «Никогда ничему не научишься, если будешь говорить – я не умею, не научусь».
Известный исследователь детской речи Кольцов М. М. утверждает, что развитие руки и речи идет параллельно, т. е. одновременно.
Есть основание рассматривать кисть руки, как орган речи. Проекция правой руки в коре головного мозга расположена слева – рядом с зоной речи. Поэтому речь совершенствуется под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов от рук, точнее от пальцев, идущих в центр речи головного мозга.
Кому из Вас приходилось видеть разговор глухонемых (глухой не слышит, немой не говорит? Так вот, они пользуются специальной азбукой при помощи пальцев, которая называется «дактильной» (от греческого дактило – палец).
А обучают этих детей в специальных школах сурдологии (от латинского сурдис – глухой). Есть ещё сложнее специальность – тифлосурдопедагог (от греческого тифло – слепой). Эти педагоги работают со слепоглухонемыми детьми. Такой интернат есть в г. Загорск Московской области.
Речь – это феномен человеческой природы, как и сам человек и всё на земле. Некоторые ученые утверждали, что мозг новорожденного сродни «чистому листу бумаги», на котором только после рождения появляются «записи». Но американские ученые установили, что ребенок до рождения запоминает слова и как бы разговаривает с родителями. Проводилась «Программа обучения детей в утробе матери». Экспериментируемых матерей и отцов было полторы тысячи. На легкое похлопывание по животу матери два раза в день в одно и то же время ребенок отвечает шевелением. А если папа прикладывался своей щекой к животу жены, отчетливо произнося: «Малыш, я твой папа», то появившийся на свет ребенок помнил слова отца. Стоило ему заплакать, счастливый отец напоминал ему свою коронную фразу, ребенок замолкал и улыбался. Разгадка проста - мозг у плода не спит, и речь начинает развиваться в утробе матери.
Но самое печальное, что с каждым годом количество детей с нарушениями речи растет, особенно с тяжелыми сочетанными нарушениями, трудно поддающимися медицинскому лечению и педагогической коррекции.
Какие Вы знаете причины, ведущие к патологии речи?
Причин много - открытых и скрытых. Это политические, экономические, военные, социальные, экологические и другие настроения на планете и в России. Неполные семьи, нежеланные дети, нищета, наркомания, пьянство, блуд, курение, предохранение от беременности, патологическая наследственность, резус несовместимости крови матери-отца-ребенка.
Это неполный перечень причин рождаемости детей с речевыми нарушениями.
Но мы, педагоги, должны пропагандировать знания по данной проблеме через телевидение, прессу, консультации, беседы и личный пример. И с полной отдачей своих знаний и умений помогать детям в развитии речи.
Государство обратило внимание на этот факт. Учредило большее количество дефектологических и логопедических отделений в ВУЗах. В детских садах и школах вводятся ставки логопедов. Так, в городе Сальске и районе уже 30 логопедов. А 35 лет назад было 3 логопеда.
Пора перейти к основному вопросу - «Играем пальчиками – развиваем речь».
Ясно, что магистральным методом обучения дошкольника является игровой метод. В игре формируются основы всех психических процессов. А речь – это один из основополагающих психических процессов. Ещё в старину наши предки пели детям песни-потешки, играли в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу-дерезу» и т. д., сопровождая текст движениями рук ребенка.
Существует много видов пальчиковых игр: - со стихотворным сопровождением; - с элементами самомассажа; - с предметами (бумагой, пластилином, камушками, желудями, каштанами, орехами, фасолью, бусами, прищепками, спичками, резиновыми ежами, песком, шишками).
Виды: разминание; растирание; надавливание; пощипывание.
Лексические темы учитываются: овощи; фрукты; животные; мебель и т. д.
Теневой театр.
Пальчиковые игры совершенствуют ловкость, память, речь, усидчивость, фантазию, дисциплинируют детей.
У детей с нарушением речи низкий уровень осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук – либо вялые, либо напряжены, либо тремор (дрожание). Поэтому очень важно стимулировать речь путем тренировок пальцев рук. Но нельзя работать с ребенком «через силу». Необходимо сидеть с ребенком рядом, а не напротив него, идти от простого к сложному, со стихами, с песенками. Важно вызывать у ребенка положительные эмоции, удовольствие. Соблюдать комфорт выполнения, ободрение. Занятия должны проводиться регулярно, с простым, коротким, четким показом (в возрасте до трех лет – не более 5 минут, но несколько раз в день). Должно проводиться повторение, закрепление, усложнение упражнений, соблюдаться мягкая, безопасная среда.
В настоящее время издано много пособий, журнальных статей по пальчиковой гимнастике. Например: (1) В. С. Анищенковой «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». (2) С. В. Большаковой «Формирование мелкой моторики рук» (Игры и упражнения со спичками, счетными палочками, с инсценировками, теневой театр). Автор использует рифмование, потешки как индивидуально, так и в ходе физкультминуток. Например: «Сорока» в двух вариантах. Эти игры хорошо подходят для младших детей от 2-3 лет.
Вариант1
Сорока – Сорока, Сорока – белобока Кашу варила, Деток кормила, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала – Он ещё маленький.
Вариант 2
Сорока, Сорока, Сорока – белобока Кашу варила, на порог скакала. Гости во двор – кашу на стол. Этому дала на тарелочке, Этому дала на блюдечке, Этому дала в чашке, Этому дала в листочке, А этому не дала – Ты дров не рубил, Ты воды не носил, Ты каши не варил. Вот тебе ложечка – Свари себе кашку.
Для старших детей хороши игры по типу
«Расскажи стих руками».
Они подобраны по лексическим темам. Например: овощи, фрукты, птицы, животные, транспорт и т. д.
Тема «Птицы»
Пой-ка, подпевай-ка Десять птичек – стайка (хлопки, Эта птичка – соловей (мять подушечки пальцев, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка–сонная головушка, Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка-серенькое перышко, Эта птичка – зяблик, Эта птичка – стриж, Эта птичка – развеселый чиж, Ну а эта – злой орлан. Птички, птички по домам (прячут руки за спину! (Ирина Токмакова)
Игра с мячиком-ёжиком или шишкой сосны
Маленький колючий ёж (катаем между ладонями, До чего же ты хорош (сжимаем поочередно). Покажи свои иголки, Хоть они и очень колки.
Игра с пластилином
Кусочек пластилина катает наша Зина (Марина, Шарики, колбаски, И оживают сказки. Пальчики стараются, Лепят, развиваются.
Сортируем горох, фасоль, кукурузу по ячейкам формочек под лёд.
Вдавливаем в песок мелкие предметы: бусы, втулочки от мозаики и т. д.
Дети любят находить – вытаскивать металлические скрепки, булавки из песка магнитом. Появляется азарт, радость.
«С барабаном»
На парад идет отряд, Барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит Полтора часа подряд.
(3) Н. Г. Метельская, используя речёвки добивается четкости, ритмичности, громкости, эмоциональности, развития слухового и речевого восприятия.
(4) О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно». Очень ценное пособие автора по работе с пальчиками, накоплению словаря, развитию грамматических категорий. Удобно разбита по темам.
(5) Рекомендую журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2015 г. со статьей «Играем пальчиками – развиваем речь» взять за основу по повышению компетентности родителей в данном вопросе через семейный клуб.
Простая игра с карандашами.
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.
Из спичек выкладывать различные узоры:
ёлочку, домик, забор, колодец (строить вверх, стол, стул, грабли, лопату, звёздочку, морковку и т. д.
Чудесный (волшебный) мешочек.
Их должно быть несколько по размерам и по содержанию. Задача: развивать чувствительность руки, сенсорное восприятие - «Узнай какой шарик: резиновый, железный, пластмассовый, деревянный, стеклянный, шероховатый, пушистый, мягкий, жесткий и т. д.».
А сейчас поиграем с песком, шишками, орехами, желудями, каштанами, камушками, бусами, бумагой и т. д.
Вывод:
Пальчиковые игры развивают речь, мышление, внимание, память, воображение, снимают тревожность. С давних пор наши мудрые бабушки и дедушки играли со своими детками в «Сороку-белобоку», «Козу-дерезу», «Шел медведь по броду», «Этот пальчик - Дедушка, этот пальчик - Бабушка» и т. д. Дети играли с глиной, песком, соломой, водой, снегом, плели венки. Всё это является мощным средством повышения работоспособности головного мозга в том числе зоны, отвечающей за речь.