привалова татьяна
Методическая разработка деловой игры для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Номинация - «Речевое развитие».
Цель игры :
повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о развитии речи детей.
Задачи игры :
1) активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей,
совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
2) способствовать приобретению опыта коллективной работы;
3) помочь реализоваться на педагогическом поприще.
Публикация «Методическая разработка деловой игры для педагогов ДОУ „Развиваем речь детей“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Предварительная работа:
1) формирование двух команд педагогов;
2) съемка видеоролика с трактованием детьми фразеологизмов;
3) подготовка сценки «Штранная иштория»;
4) распределение ролей: эксперты, ведущий, демонстраторы;
5) просмотр методической литературы;
6) повторение фольклорных произведений.
Оборудование: ноутбук; проектор; экран; мяч; две магнитные доски; маркеры; две указки; магниты; карточки с именами по количеству участников; детский столик; картинки с артикуляционными упражнениями для свистящих и шипящих звуков из пособия Е. М. Косиновой «Картотека артикуляционных упражнений»; карточки с пословицами; карточки с фразеологизмами; оценочные таблицы; песочные часы (3 минуты).
Организационно-мотивационный этап:
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались на деловую игру под названием «Развиваем речь дошкольников», чтобы поделиться знаниями и умениями в области развития речи детей, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.
В нашей игре будут принимать участие две команды, в каждой из которых по шесть человек. В команде «Корифеи педагогики» собрались воспитатели с большим педагогическим стажем, а команду «Молодые специалисты» представляют воспитатели, которые недавно начали свою педагогическую карьеру.
Представляю вам экспертов, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, а в конце игры подведут итог - насколько методически грамотно педагоги подготовлены в области речевого развития дошкольников. Среди экспертов:
Азимова Людмила Владимировна, заведующий детским садом.
Стрелец Татьяна Николаевна, старший воспитатель.
Расчётнова Нина Владимировна, учитель-логопед.
Ход игры:
Ведущий: Первый конкурс деловой игры называется «Блесни эрудицией». Каждая из команд должна ответить на шесть вопросов по теории и методике развития речи. За каждый правильный ответ команде присуждается один балл.
Вопросы команде «Корифеев педагогики».
1. Назовите формы речи? (Диалогическая и монологическая.)
2. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (Вопросы педагога.)
3. Назовите структуру повествовательного рассказа. (Завязка, кульминации, развязка.)
4. Разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой-либо ситуацией. (Диалог.)
5. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (Со средней группы.)
6. Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (Рассказ-описание.)
Вопросы команде «Молодых специалистов».
1. Какие виды речи вам известны? (Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная.)
2. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (Пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание.)
3. Рассказ, сюжет которого разворачивается во времени. (Рассказ- повествование.)
4. Ведущий прием, используемый при составлении рассказа по картине, в средней группе. (Образец воспитателя.)
5. Какие умения развиваются в диалоге? (Выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.)
6. Речь одного человека, обращенная к слушателям. (Монолог.)
Ведущий: Следующий конкурс называется "Давайте познакомимся". Для его выполнения, прошу вас встать в круг. (Воспитатели встают в круг, ведущий раздает карточки с именами.) Каждый участник получил карточку, на которой написано имя и отчество. Необходимо спросить своего соседа слева: «Как вас зовут?». Тот читает имя на карточке. В ответ на это необходимо сказать соседу комплимент, при этом обязательно повторить услышанное имя. Обращаю ваше внимание, что комплименты не должны повторяться.
В этом конкурсе оцениваются умение каждого участника владеть
своей дикцией и навык составления предложения. Каждому правильно выполнившему задание присуждается один балл.
Имена на карточках: Глориоза Провна, Кетевань Варнавична, Вивиана Ионична, Геласия Доримедонтовна, Феосения Патрикеевна, Вевея Вуколовна, Беата Нифонтовна, Домитилла Ювенальевна, Антигона Маевна, Маркелина Ермилинична, Вестита Евменьевна, Ермиония Питиримовна.
Ведущий: А теперь, предлагаю вам посмотреть драматизацию стихотворения Петра Синявского «Штранная иштория». (Демонстраторы разыгрывают по ролям костюмированную сценку.)
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу:
- Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
- Увазаемый прохозый!
Ну на сто это похозе?
Вы не представляете,
Как вы сепелявите. -
И красавица оса
Улетела в небеса.
- Штранная гражданка…
Наверно, иноштранка.
Жук с досады кренделями
По поляне носится:
- Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком!
Нужно шрочно жаниматься
Иноштраным яжиком!
Ведущий: Вопрос для команды «Корифеи педагогики» : какая группа звуков нарушена у Осы? (Шипящие.) А «Молодые специалисты» ответят, какие звуки нарушены у Жука? (Свистящие.) Задание заключается в том, что из набора предложенных артикуляционных упражнений в картинках (картинки из пособия Е. М. Косиновой «Картотека артикуляционных упражнений»; разложены на детском столике) выбрать и назвать артикуляционные упражнения: команде «Корифеи педагогики» для занятий с Осой; «Молодым специалистам» для занятий с Жуком. За каждую правильно отобранную картинку, команда получает один балл.
Картинки для «Корифеев педагогики» : «Окошко», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка».
Картинки для «Молодых специалистов» : «Блинчик», «Лягушка», «Чистим зубки», «Киска сердится», «Футбол».
Ведущий: Четвертый конкурс называется "Прилагательные ассоциации".
В ответ на произнесенное мною слово, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. Играть мы будем с мячом, прошу команды подняться со стульев. За каждую ассоциацию команда зарабатывает по одному баллу.
Слова для «Корифеев педагогики» : список, критика, кругозор, лекция, шрифт, счастье.
Слова для «Молодых специалистов» : пример, библиотека, группа, приказ, жизнь, физика.
Ведущий: Следующее задание называется «Устами младенца». На экране будут транслироваться видеоролики, на которых наши воспитанники объясняют, как они понимают заданные фразеологизмы. Ваша задача узнать и назвать фразеологизм. При этом важно сделать это быстрее команды соперников. Как только вы нашли правильный ответ, поднимайте руку. За каждый расшифрованный фразеологизм команда получает один балл.
Слова детей на экране :
- Это, по-моему, про животных говориться, собака, когда бежит, она язык высовывает. («Бежать, высунув язык».)
- Так говорят про того, у кого такой сильный жар, что даже из рук огонь пышет и дым идет! («Всё в руках горит».)
- Это когда глаза бегут в разные стороны. («Глаза разбежались».)
- Это значит разозлить человека так, что у него даже коленки стали белые.
(«Довести до белого коления».)
- Это когда кошка догоняет мышку. («Играть как кошка с мышкой».)
- Это когда белка бегает по кругу. («Как белка в колесе».)
- Это когда кошки вот здесь (показывает на грудь) сильно царапаются.
(«Кошки на душе скребутся».)
- Это когда вдруг по мне побежали букашки! («Мурашки бегают».)
Ведущий: Сейчас мы проверим не только ваше знание фразеологизмов, но и умение их изображать. Конкурс называется «Нарисуй и отгадай фразеологизм».
На карточке у каждой команды написано по два фразеологизма. Вам за три минуты необходимо нарисовать заданные фразеологизмы. А команда соперников должна их разгадать.
За каждый разгаданный фразеологизм команда получает один балл. Готовы? Время пошло.
Фразеологизмы для «Корифеев педагогики» :
капля в море;
обвести вокруг пальца.
Фразеологизмы для «Молодых специалистов» :
кот наплакал;
как ветром сдуло.
Ведущий: А теперь послушайте сказки-загадки. Угадайте, о каком сказочном герое идет речь? Отгадаете – получите один балл.
Загадка для «Корифеев педагогики» :
«Его долго водили за нос и хотели оставить с носом. Но он не вешал носа, держал его по ветру, хотя иногда задирал нос и дальше своего носа ничего не видел…» (Баратино.)
Загадка для «Молодых специалистов» :
«Он всегда держал себя в руках и никогда не опускал руки. Даже когда его отца несправедливо обвинили, он взял себя руки и трудился не покладая рук. Дела в их государстве были из рук вон плохо. Но он не сидел сложа руки, и хотя знал, что все то, что он задумал, ему не сойдет с рук, он вместе со своими друзьями рука об руку пошел против тиранов…» (Чиполлино.)
Ведущий: Последнее задание нашей деловой игры называется «Переведите пословицы на русский язык». Вам на карточках предложены пословицы народов мира. К каждой из них вы должны подобрать русский аналог. На выполнение задания отводится три минуты. Затем каждая из команд зачитает свои варианты.
Пословицы для «Корифеев педагогики».
Сын леопарда - тоже леопард. (Африка.)
/Яблоко от яблони недалеко падает. /
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.)
/Шила в мешке не утаишь. /
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция.)
/В тихом омуте черти водятся. /
Пословицы для «Молодых специалистов».
Молчаливый рот - золотой рот. (Германия.)
/Слово - серебро, а молчание – золото. /
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия.)
/Язык до Киева доведет. /
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция.)
/Обжегся на молоке, дуешь на воду. /
Ведущий: Слово для подведения итогов и определения победителя предоставляется заведующему детским садом Азимовой Людмиле Владимировне.