наталья Данкина
Конспект занятия «Пальчиками мы играем, речь детей мы развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиками мы играем, речь детей мы развиваем
Задачи:
Закреплять с детьми характерные признаки осени;
Упражнять в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями об осени (стихами, закличками, загадками);
Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей,
побуждать к желанию общаться;
Развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений;
Публикация «Конспект занятия „Пальчиками мы играем, речь детей мы развиваем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе;
Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;
Учить элементам самомассажа.
Активизация словаря: осенний, таинственный, сказочный, зимующие птицы, предзимье, межсезонье, голодно, Синичкин праздник.
Предварительная работа: разучивание закличек, стихов об осени; слушание аудиозаписи звуков леса; разучивание пальчиковых игр, наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени; беседа "Перелетные и зимующие птицы", рассматривание иллюстраций об осени.
Оборудование: клубочки по количеству детей, иллюстрации об осени, иллюстрации птиц, прищепки, ширма, бросовый материал, Лесовичок, молочные пакеты для изготовления кормушек, следы на снегу.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, у нас на занятии сегодня гости. Давайте мы с ними поздороваемся: скажем, дружно «Здравствуйте».
Пальчиковая игра «Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки
Здравствуй, небо голубое! по очереди «здороваются»
Здравствуй, вольный ветерок! с пальцами левой руки,
Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга
Мы живем в одном краю - кончиками, начиная с больших
пальцев.
Всех мы вас приветствуем! Переплетают пальцы замочком
и поднимают руки над головой.
Воспитатель: Когда мы приветствуем друг друга, какие слова мы ещё говорим? (Ответы детей).
А теперь давайте мы расскажем нашим гостям как мы живем.
Пальчиковая игра «Как живешь?»
- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).
Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне на телефон пришло смс-сообщение, в котором нас приглашают в путешествие в осенний лес.
Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (Ответы детей).
Но сначала к нему надо подготовиться.
(Дети выполняют самомассаж).
- Вы готовы, глазки?
- Да! (поглаживание век)
- Вы готовы, ушки?
- Да! (поглаживание ушей)
- Вы готовы, ручки?
- Да! (поглаживание кистей рук)
- Вы готовы, ножки?
- Да! (поглаживание ног)
- Вы готовы? (развести руки в стороны)
- Да! (обнять себя руками)
Молодцы! Все готовы.
Воспитатель: Давайте возьмем по клубочку, и, сматывая его, мы, как будто будем идти по лесным дорожкам. Слушайте, смотрите и запоминайте все на своем пути.
Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по "тропинке", сматывая попутно руками клубок.
Воспитатель: - Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по осеннему лесу.
Дети делятся впечатлениями. (Кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, слышал шорох чьих-то шагов и т. д.)
Воспитатель: Вот мы с вами в лесу!
(На мольберте вывешены иллюстрации с изображением осени)
Воспитатель читает стихотворение:
- Здравствуй лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Пальчиковая игра «Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
(плавные волнообразные движения ладонями)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
(загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(спокойно укладывают ладони на стол)
Воспитатель: В какой лес мы с вами пришли? Ответы детей. (Осенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, какое время года изображено на картинках? (Ответы детей.)
Воспитатель: Какая осень? (Ответы детей.)
Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картинке в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. (Дети доказывают, что на картинках изображена осень, называют осенние признаки: серое небо, облетевшие или пожелтевшие листья, солнце часто прячется за серыми тучами).
- А как еще называют позднюю осень? (Предзимье, межсезонье). Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что дарит осени улыбку? (Солнце). Посмотрите наше, солнце, почему то не улыбается, что ему не хватает? (Лучиков). А давайте, чтобы наше солнце улыбалось и нас грело, мы добавим ему лучиков.
(Дети добавляют лучи-прищепки к заготовке из картона)
Воспитатель: А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?
Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы - надламывает толстые и тонкие ветки, включает мелодию "голоса птиц", стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.
(Ответы детей : заяц пробежался, птицы поют, дятел по дереву стучит).
Звучит звукозапись "голоса птиц".
Воспитатель: Слышите, как поют птицы?
Пальчиковая игра «Птички»
Эта птичка – соловей, Дети загибают по одному
Эта птичка – воробей, пальчику на обеих руках.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан. Машут сложенными накрест ладонями.
Птички, птички, по домам. Машут обеими руками, как крыльями.
Воспитатель: А почему же там мало слышно птичьих голосов? (Ответы детей)
-А какие птицы остались зимовать? (Ответы детей)
(На доске - иллюстрации зимующих птиц)
- Как живется птицам зимой? (Ответы детей)
- Почему? (Ответы детей)
- Можем ли мы с вами как-то помочь? (сделать кормушки, покрошить хлебные крошки)
Воспитатель: Знаете ли вы, что по народному календарю 12 ноября - Синичкин праздник? Что вы можете рассказать о Синичкином празднике? (В этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека).
Воспитатель: Верно, скоро зима, птицам стало холодно, они подают сигнал, что пришла пора позаботиться о них, подкормить. А давайте вспомним, какие птицы прилетали в нашу кормушку.
Пальчиковая игра "Кормушка"
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
(на каждое название птицы загибают по одному пальчику)
Всем хватило зёрнышек.
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель: Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательнее на наших птиц, которые у нас на доске. Все ли из них успели улететь. (Ответы детей)
Какая птичка осталась? (Уточка).
Появляется кукла - Лесовичок.
Лесовичок: Вы зачем пришли? Ветки ломать, медведя будить, костер разжигать?
- Нет, мы пришли лесом полюбоваться.
Лесовичок: Да, вижу я, вы добрые ребята. Тогда помогите мне, пожалуйста. На улице уже заморозки начались. У зимующих птиц совсем корма не осталось. Как им помочь - ума не приложу! Может быть, вы знаете как?
Дети предлагают варианты (сделать кормушку, покрошить крошки хлеба.)
Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
Воспитатель: Можно изготовить самую простую кормушку, используя коробки из-под сока.
(Дети с помощью воспитателя изготавливают кормушки из коробок)
Воспитатель: Ну, вот, Лесовичок, и готовы наши кормушки.
Лесовичок: - Ай, да молодцы, ребята! Вы действительно не только добрые, но и находчивые. Кормушки смастерили быстро и ловко. Только не забывайте кормить птиц! Ну, прощайте, ребята! Мне по своим делам пора! Да и вам пора домой. Вы сюда пришли по клубочкам, а уйдете по следочкам.
(Перед детьми раскинулась дорожка со следами)
Воспитатель: Взгляните, ребята, уже и следы чьи-то появились на лесных тропинках (обращает внимание детей на белое полотно со следами). До свидания, Лесовичок! (Дети уходят по следам).
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и вернулись из нашего путешествия. Ребята, наше занятие подошло к концу, что вам больше всего понравилось на занятии, что не понравилось. (Ответы детей)
А сейчас, давайте, пожелаем друг другу что-то хорошее, скажем ласковые слова друг другу.