Елена Хазипова
«Развиваем пальчики — развиваем речь». Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• сформировать у родителей представления об особенностях развития
мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;
• предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;
• упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.
Предварительная работа:
Публикация «„Развиваем пальчики — развиваем речь“, Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
1. Информирование родителей о предстоящем семинаре (объявление, пригласительные);
2. Видеозапись детской деятельности;
3. Изготовление наглядной информации (папка - передвижка, оформление цитат);
4. Издательская деятельность (выпуск информационных буклетов);
5. Организация выставки дидактических игр на развитие моторики рук.
Оборудование: игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей: игры-шнуровки, пазлы, вкладыши, игры на застегивание и расстегивание; различные виды бус (для нанизывания, подносы с крупой.
Участники: учитель-логопед, родители, дети.
Форма проведения: мастер-класс.
Ход мастер-класса:
На данном мероприятии родители сидят за столами, на которых находятся разные предметы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, пинцет, пипетка, различные шнуровки, «сухие бассейны»- емкости, наполненные горохом или фасолью, разносы с сыпучими материалами, карандаши, различные виды мозаики, дидактические игры и т. д.
Представлена выставка литературы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей».
Оформлена выставка дидактических пособий для развития мелкой моторики.
Логопед: Добрый вечер, дорогие родители!
Глядя на предложенный материал на ваших столах, вы все догадались, какова тема нашего практикума: «Развиваем пальчики». Взаимосвязь мелкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной и мышечной систем. Почему развитие мелкой моторики так важно? В головном мозге человека очень близко друг к другу расположены центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы одновременно стимулируем развитие речевых центров головного мозга и общее развитие интеллекта ребенка. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! Существует множество способов развития мелкой моторики.
Какие игры и упражнения, направленные на профилактику речевых нарушений, можно порекомендовать для домашних занятий?
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Во-первых – это пальчиковые игры, которые очень эмоциональны, увлекательны. Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Родители и дети выполняют пальчиковую гимнастику под руководством логопеда.
Приводится пальчиковая гимнастика.
«Наши пальчики»
Пять пальцев на руке твоей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой –
Называется БОЛЬШОЙ.
Палец второй –
Указчик старательный, -
Не зря называют его
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.
Третий твой палец –
Как раз посредине,
Поэтому СРЕДНИЙ
Дано ему имя.
Палец четвертый
Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.
Неповоротливый он
И упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший – любимец.
По счету он пятый,
Зовется МИЗИНЕЦ.
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Эта долька для бобра,
А для волка…кожура.
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь кто куда.
«Замок»
Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог? (Быстро соединять пальцы в замок
и разъединять.)
Потянули! (Пальцы — в замке, потянуть пальцы,
не расцепляя их.)
Покрутили! (Подвигать сцепленными
пальцами от себя к себе.)
Постучали! (Пальцы остаются в замке, постучать
основаниями ладоней друг о друга.)
И — открыли! (Расцепить пальцы.)
«Самомассаж»
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Выполняем движения в соответствии с текстом.
«Колючий еж» (с массажным шариком)
Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных «колючек». Можно катать стопой по полу, заменив «ладошки» на «ножки», делать массаж тела, называя все соответственно.
«Хлоп ладошка»
Родитель и ребенок стоят лицом друг к другу.
Вот у нас игра какая:
Хлоп ладошка, хлоп другая.
Правой, правую ладошку,
Мы пошлепаем немножко,
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом,
Левой правую побьем.
Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!
По коленкам - шлеп, шлеп!
По плечам теперь пошлепай,
По бокам себя пошлепай.
Можешь хлопнуть за спиной,
А теперь перед собой!
Вправо можем, влево можем,
И крест- накрест руки сложим!
Движения соответствуют тексту.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Логопед: Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаем вам ряд игр с такими предметами.
Дети вместе с родителями рассматривают предметы и выполняют игровые действия под руководством логопеда.
Игры с пуговицами.
Родители с детьми выкладывают из пуговиц фигуру снеговика.
Логопед: Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
Игры с сыпучими материалами.
Дети вместе с родителями выполняют игровые действия под руководством логопеда.
Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».
Рисование по крупе.
Логопед: На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).
Дети с родителями рисуют на крупе по замыслу.
Игра «Сухой бассейн»
Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.
Игры с прищепками.
Дети вместе с родителями рассматривают предметы и выполняют игровые действия под руководством логопеда.
Логопед: Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Игры – шнуровки.
Логопед: Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.
Игра-шнуровка «Дом».
Рисование.
Логопед: Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек – разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок. Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски. Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».
Рисование ладошками «Лебеди летели, и на воду сели». Дети вместе с родителями рисуют ладошками.
Итог мероприятия:
Логопед:Мы благодарим вас за участие в мастер-классе, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.