Татьяна Майорова
Познавательно-исследовательский проект «Свойства снега» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект во 2 младшей группе "Свойства снега"
.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам»
Ральф У. Эмерсон.
Вид проекта: Познавательно – исследовательский.
Включает познавательную, творческую и опытно-экспериментальную деятельность.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Свойства снега“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, эксперименты со снегом и льдом
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Участники проекта: дети младшей группы «Кузнечики», воспитатели, родители.
Предмет исследования: снег и его свойства.
Цель: обогащение познавательных интересов и представлений о свойствах снега; создание условий, стимулирующих интерес к познавательно-исследовательской деятельности в процессе ознакомления со снегом, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение их в практическую деятельность.
Задачи проекта:
- Учить замечать красоту родной природы.
- Создать положительную мотивацию к совместной исследовательской деятельности.
- Побуждать детей устанавливать простейшие связи между временем года и явлениями неживой природы.
- Формировать представления детей о снеге, его свойствах и качестве.
- Развивать наблюдательность и любознательность, умение рассуждать в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.
-Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности через экспериментирование и совместное получение знаний (провести опыты со снегом).
- Развивать стремление к здоровому образу жизни.
Актуальность.
Каждый ребёнок с самого рождения является пытливым первооткрывателям и исследователем всего окружающего мира. Довольно часто детей называют «почемучками» из-за высокой познавательной активности. Наблюдая на практике проявление различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к открытию. Опыт показывает, что знания, полученные во время самостоятельной деятельности, через игру-экспериментирование, всегда являются осознанными и более прочными, они запоминаются надолго. Дети учатся самостоятельно находить ответы на свои вопросы. Каждый новый ответ на вопрос рождает новый вопрос.
Для них абсолютно всё впервые: предметы быта или явления живой и неживой природы, сезонность и цикличность явлений, времена года и многое другое. Вопросы детей нельзя оставлять без внимания. Важно помочь им понять, «почему и как, зачем и для чего?» и, вовремя дать ответы на интересующие любознательных малышей вопросы. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к окружающему миру.
Дети учатся ставить перед собой цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы.
Ребёнок лучше воспринимает полученную информацию, если в процессе познания задействованы все органы чувств, если он сможет не только увидеть, но и потрогать, понюхать, попробовать на вкус, поиграть и сделать что-то своими руками.
Снег для детей, что-то загадочное и волшебное. То он искрится и блестит на солнышке, то обжигает лицо. А если взять его тёплыми рукавичками, он куда - то таинственно исчезнет.
Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в специально созданных условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширять, обогащать и систематизировать знания детей о свойствах снега, и применять свои знания в познавательно-исследовательской и творческой деятельности. Необходимо развивать интерес к сезонному явлению неживой природы – снегу, его свойствам и процессу экспериментирования с ним. Знакомить с элементарными опытами со снегом. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Снег играет важную роль в жизни природы и человека. Дети очень любят играть со снегом на игровом участке, во дворе с родителями. Снег привлекает детей своей белизной, загадочностью, сверкающим блеском, похожим на волшебство и хочется его потрогать, попробовать.
Постепенно, дети узнают об основных свойствах снега и начинают вовлекаться в свою игровую, практическую и исследовательскую деятельность с ним. Ребята учатся делать свои постройки – катают первые комочки из снега, порой не всегда удачно с первого раза, сравнивают их по размеру, с помощью взрослого лепят небольших снеговиков. Девочки готовят пирожные и торты для угощения, из формочек пекут печенье. Наблюдая за детьми на прогулке, замечаю, как дети пытаются попробовать снег на вкус, облизать снег с рукавицы, не подозревая, что это может быть опасно. Объясняя детям, что снег не только холодный, но и грязный, ребята задают вопрос «почему?». В связи с тем, что снежный покров не всегда постоянен, наблюдения за свойствами снега проводились в течение всего зимнего периода. С целью расширения знаний о свойствах снега, мы решили вместе всё проверить и ответить на интересующие вопросы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Наблюдения и прогулки.
2. Игры со снегом.
3. Опыты по ознакомлению со свойствами снега и воды.
4. Метод сравнения и анализа полученных результатов.
Содержание проекта:
Проведение наблюдений, опытов и исследований, изготовление снежных построек совместно с родителями, выставка творческих работ детей, участие в конкурсе на лучшую снежную скульптуру.
Предварительная работа:
1. Изучение методической и детской научной литературы, подбор художественной литературы, произведений фольклора и загадок для чтения детям, аудиозаписей про снег и зиму.
Проведение выставки зимних творческих работ на базе ДОУ, индивидуальных бесед с родителями «Домашние игры со снегом», с детьми «Что такое снег и откуда он берётся?», «Для чего нужен снег?», «Снег – это хорошо или плохо?», поиск информации в интернет-источниках.
2. Подготовка предметно-развивающей среды – подбор материала по теме проекта – плакаты, иллюстрации, настольно – печатные и дидактические игры, обновление библиотеки новыми книгами о зиме, зимних праздниках и забавах, украсить групповое помещение, подготовка оборудования и материалов для опытов и экспериментов
3. Работа с родителями: согласие о сотрудничестве, папка-передвижка в приёмной: «Что мы делаем зимой?»; постройка родителями снежной горки на игровом участке группы.
4. Подготовка и организация совместной образовательной и исследовательской деятельности в рамках проекта с учётом возрастных особенностей детей.
Ожидаемый результат.
1. Расширение знаний детей о снеге и его свойствах.
2. Формирование способности к сотрудничеству, коммуникабельности.
3. Решение познавательных задач, умение делать выводы.
4. Использование результатов познавательно-исследовательской деятельности в практической (бытовой, игровой) деятельности.
5. Сбор продукта проекта - изготовление картотеки: «Опыты со снегом», детские творческие выставки, фотоотчёт о проделанной работе.
6. Укрепление семейных связей через совместную деятельность.
7. Коллективное участие в конкурсе на лучшую снежную скульптуру «Снежные фантазии» на базе МБУК «Гнёздово».
I этап поисковый – сбор информации.
Свою познавательно-исследовательскую деятельность мы начали с беседы о зимних приметах, с чтения загадок о зиме и о зимних забавах. Далее прочитали в энциклопедии дошкольника, что такое снег и откуда он берётся. В ней сказано, что «снег – это много-много снежинок вместе». На земле и зимой в снегу встречается много грязи и микробов, они спрятались между снежинками и поэтому их не видно. А вот снежинки, которые только что падают к нам с неба (по мнению большинства детей) должны быть чистыми. Это и нужно было нам проверить!
Информацию искали в интернете, смотрели картинки, какой снег бывает грязный и какие микробы могут в нём встречаться. Уточнили, что собаки, кошки бегают по снегу, заражая его различными микробами, которые могут принести нам боль в горле и животике. Котельные, которые отапливают дома и машины, которые везде проезжают, загрязняют снег.
Провели элементарный опыт «Определение чистоты снега» на прогулке рассматривали снег и снежинки через лупу. В помещении снег растопили в прозрачной одноразовой посуде, рассмотрели талую снежную воду и сделали вывод, что снег не только холодный, в нём ещё много разных невидимых микробов и частичек грязи.
С целью формирования основ безопасного поведения и здорового образа жизни ежедневно проводили беседы: «Снег хорошо это или плохо?», «Из чего состоит снег?», «Кто гуляет по снежку?», «Почему нельзя есть снег?», «Зачем нужен снег?».
II этап исследовательский
Реализация проекта путём решения поставленных задач
• Целенаправленные наблюдения на прогулке.
1. Наблюдение за зимними явлениями в неживой природе (снегопадом,
сугробами, снежным покровом, сосульками, следами на снегу).
2. Исследование свойств снега (белый, холодный, лепится – не лепится, хрустит, мягкий - твёрдый, лёгкий, пушистый, состоит из снежинок).
4. Изучение формы снежинок.
5. Определение чистоты снега (рассматривание свежевыпавшего снега через лупу, цвета снежного покрова на участке, на дорожке, у дерева, на площадке).
6. Что быстрее тает снег или лёд? (наблюдение за льдинками и сосульками на улице и в раздевалке).
• Элементарные опыты «Откуда взялась вода?», «Куда спрятался снег?», «От чего тает снег?», «Наблюдение за снегом и снежинками через лупу», «Определение чистоты снега», «Сравнение снега и льда», «Что будет с водой, если вынести на мороз?».
• Подвижные игры с имитацией: «Лыжники», «По снежочку мы пойдем», «Вот зима, кругом бело».
• Речевые игры с движениями: «Как на горке снег, снег», «Снеговик».
• Самостоятельные игры со снегом: «Чей ком больше», «Попади в цель», «Чья горка выше», «Снежный дом», «Снежный салют», «Лепим снеговика».
• Познавательно-образовательная и продуктивная деятельность – чтение произведений фольклора и художественной литературы, изготовление детских творческих работ в рамках темы проекта.
III этап заключительный
Оформление результатов проекта.
В результате проведённой познавательно – исследовательской проектной деятельности, в процессе ежедневных бесед, наблюдений и исследований и опытов младшие дошкольники расширили свои знания о снеге и его свойствах. Узнали, зачем нужен и насколько чистый снег, смогли установить простейшие связи между временем года и явлениями неживой природы (снег, сугробы и сосульки бывают только зимой). Успешно используют полученные знания в практической бытовой и игровой деятельности со снегом.
В ходе исследовательской работы все убедились, что в снеге, который мы брали для опытов, обнаружены мелкие частички грязи и песок, кусочки коры деревьев и другое. Опыты помогли детям убедиться в том, что нет чистого снега, который можно было бы съесть, знают, что можно заболеть. Снег и лёд - грязные и непригодны для еды человека, но от него есть и польза. Водой растаявшего снега можно и полезно поливать комнатные растения, также его пьют животные и птицы, снег укрывает корни деревьев от сильных морозов. Снегом можно играть в различные игры, делать постройки, на нём можно рисовать, оставлять следы, рассматривать красивые снежинки. Необходимо рассказывать другим детям, которые пробуют есть снег, что чистого снега не бывает. Теперь мы точно это знаем!
Приобретённые знания о свойствах снега, положительная мотивация к совместной деятельности и огромное желание создавать самостоятельно собственные снежные постройки, помогли нам занять II призовое место в конкурсе «Снежная фантазия 2019» в номинации «Наш друг – Снеговик», подготовили фотоотчёт и творческие выставки детских работ (см. Приложение).
Выводы детей: Снег состоит из снежинок. Он бывает только зимой. Со снегом можно играть, лепить и строить из него фигуры, рисовать на нём, но есть снег, и сосать сосульки – вредно для здоровья человека, снег нужен земле и растениям.
Содержание познавательно-исследовательской
деятельности в рамках проекта
Дата проведения Содержание совместной деятельности в режиме дня
Тема, название мероприятия, задачи
Наблюдения, беседы, опыты и игры на прогулках и в группе
Понедельник
Утро. Рассматривание иллюстраций о признаках зимы и явлениях неживой природы зимой. Отгадывание загадок о зиме и зимних забавах. Комплекс утренней гимнастики «Вот зима, кругом бело»
Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге в колонне по одному, ходьбе на носочках, закреплять двигательные навыки (см. Приложение).
Беседа «Что такое снег и откуда он берётся?»
Задачи: развивать познавательный интерес к объектам неживой природы через фольклор, произвольное внимание, логическое мышление, память, желание активно воспринимать и усваивать информацию, обращаться к взрослым с вопросами познавательного характера. Умение разгадывать загадки, анализировать, рассуждать, высказывать свою точку зрения.
Познание ФЦКМ ООД «Что мы знаем о снеге?»
Задачи: обобщать и систематизировать представления детей о зиме, свойствах снега; стимулировать познавательный интерес к явлениям неживой природы; развивать способности наблюдать за красотой природы, учить строить предложения, делать выводы. Формировать умение внимательно слушать собеседника, ясно и точно выражать свои мысли.
День. Чтение энциклопедии для дошкольников о чистоте снега.
Задачи: уточнить представления детей о том, что в мире есть невидимые микробы, которые могут вызвать болезнь. Формировать интерес к чтению сказок, умение оценивать поступки героев, соотносить их с собственным поведением.
Вечер. Просмотр презентации «Микробы вокруг нас?».
Задачи: Развивать у детей умение внимательно смотреть и слушать, запоминать на слух информацию. Умение в логической последовательности запоминать происходящие на экране события, делать выводы для себя.
Музыкальная игра «Снег, снег, снег, снежок».
Рассматривание снега на прогулке.
Беседа «Из чего состоит снег»,
д/и «Когда это бывает?»
Опыты: «Исследование свойств снега», «Определение чистоты снега»
Задачи: развивать способность размышлять, выявлять причинно - следственные связи, учить делать вывод.
Игровая деят-ть:
П/и «Снежок»
Задачи: Формировать двигательные подражательные движения, учить повторять движения и слова за воспитателем, повысить интерес детей к здоровому образу жизни.
Вывод: снег бывает только зимой. Он состоит из белых снежинок. Он лёгкий, пушистый, холодный, в нём много разных микробов и грязных частиц, его нельзя кушать, можно заболеть.
Вторник
Утро. Беседа «Почему нельзя есть снег?»
Худож. слово
Ворона снег поела.
И ангиной заболела.
Хочет крикнуть, да не как.
Снег не надо есть – вот так!
Комплекс утренней гимнастики «Вот зима, кругом бело»
Речевая игра с движениями: «Как на горке снег, снег».
Задачи: Формировать двигательные подражательные движения. Развивать внимание, память, интерес к устному народному творчеству.
День. Опыт - наблюдение после прогулки во время раздевания «Откуда взялась вода?»
Задачи: расширять представления детей о свойствах снега, развивать умение запоминать и делать выводы.
Чтение пословиц о снеге. (см. Приложение).
Вечер. Рассказывание сказки Н. Калининой «Про снежный колобок» (см. Приложение).
Задачи: Умение внимательно слушать, усваивать полученную информацию, делать выводы. Закрепить знания детей о таяние снега в тепле.
Н/п развивающая игра «Времена года».
Задачи: расширять и систематизировать знания детей о временах года, развивать наблюдательность, умение запоминать, сравнивать и делать выводы.
Слушание «Вальс снежинок».
Наблюдение за снегопадом.
Художественное слово: Протянула я ладошку,
Чтоб схватить снежинку-крошку - и её поймала!
«Мама! Вот, что в кулачке!» -
А снежинки нет в руке,
Плохо я держала -и она сбежала.
В. Кириленко
Опыты:
«Рассматривание снежинок через лупу».
«От чего тает снег?», «Что можно делать со снегом».
Игры со снегом:
П/и «Снег танцует, кружится»; «Как на горке снег, снег» - речевая игра; рисуем снежинку на снегу, лепим куличи и пирожные, строим постройку – снежную горку (с родителями).
Задачи: совершенствовать навыки лепки из снега: учить создавать конструкцию, украшать, обыгрывать её, доставлять удовольствие от игры. Расширять художественно - творческие способности, формировать игровую активность, навыки совместной деятельности.
Вывод:
Снежинки имеют красивую форму, тают на тёплых рукавичках; со снегом можно играть- делать комки, рисовать на снегу, вместе строить горку.
Среда
Утро. Д/и «Собери снежинку».
Чтение стихов про снежинку (см. Приложение)
Задачи: развивать познавательный интерес к объектам неживой природы, произвольное внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику рук.
Комплекс утренней гимнастики «Вот зима, кругом бело»
Рассматривание сосулек из окна группы.
Художественное творчество. Лепка.
ООД «Весёлый снеговик».
Задачи: расширять представления детей о зимних забавах; развивать конструктивные способности. Закрепить умение скатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями, сравнивая их по размеру. Стимулировать положительный эмоциональный отклик от результата работы. Умение создавать художественный образ, схожий с реальным предметом. Умение работать аккуратно, доводить начатое дело до конца.
День. Опыт - наблюдение после прогулки во время раздевания «Что быстрее тает снег или лёд?».
Отгадывание загадок о зиме и зимних забавах. Заучивание зимней поговорки
Задачи: продолжать расширять представления детей о свойствах снега и льда, развивать наблюдательность, умение запоминать и делать выводы.
Вечер. Беседа «Зачем нужен снег?»
Рассматривание книг о зиме и зимних забавах в библиотеке группы.
Задачи: Воспитывать экологически грамотного, заботливого и трудолюбивого ребёнка. Развивать способность размышлять, учить делать выводы.
П/и «Снежок» (см. Приложение)
Наблюдение за сосульками на крыше.
Беседа об опасности висящих с крыши сосулек и льда для здоровья.
Цель: формирование основ безопасного поведения в зимний период.
Опыты:
«Что будет с водой, если вынести её на мороз?».
«Что быстрее тает снег или лёд?»
Задачи: продолжать знакомить с качеством воды и снега. Учить детей сравнивать и делать выводы.
Игры со снегом: «Лепим снеговика», «Чей ком больше».
Речевая игра с движениями: «Снеговик».
Задачи: Формировать коммуникативную игровую активность через совместную деятельность.
Выводы: сосульки и лёд могут быть очень опасны если упадут с крыши, нельзя ходить под крышами.
Снег тает быстрее, чем лёд (он крепкий и тяжёлый).
Вода на морозе замерзает и становится твёрдым льдом. Когда лёд растает, он опять превратится в воду и можно полить ею цветы в группе.
Четверг
Утро. Трудовая деятельность в уголке природы (с воспитателем) - полив водой от растаявшего льда комнатных растений.
Задачи: приобщать детей к посильной помощи и заботе о комнатных растениях.
Комплекс утренней гимнастики «Вот зима, кругом бело»
Д/и «Зимние слова»
Задачи: уточнять, расширять и систематизировать знания о зиме; активизировать словарь; воспитывать умение любоваться и бережно относиться к зимней природе.
ООД Интегрированное занятие:
«Почему снег липкий?».
Задачи: Продолжать развивать любознательность в процессе ознакомления со свойствами снега, закреплять общие речевые и коммуникативные навыки.
День. Составление рассказа по картинке «Зимние развлечения».
Задачи: помочь детям понять содержание картины, охарактеризовать персонажей; учить связной речи, воспитывать умение слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, учить детей давать полные ответы на вопросы; обогащать словарный запас.
Вечер. Беседа «Зачем нужен снег?»
Задачи: закреплять знания детей о значении снега - вреде съеденного снега и пользе снега для животных и растений.
Слушание песенок о снеговике и снеге, «Вальс снежинок».
Рассматривание кусочков льда.
Беседа про гололёд и безопасное поведение.
Цель: формирование основ безопасного поведения в зимний период.
Опыты:
«Сравнение снега и льда».
«Что быстрее тает снег или лёд?»
Задачи: продолжать знакомить с качеством воды и снега. Учить детей сравнивать и делать выводы.
Игры со снегом: «Попади в цель», «Снежный дом».
Речевая игра с движениями: «Снеговик».
Задачи: Формировать коммуникативную игровую активность через совместную деятельность.
Выводы: Д\и «Сравни снег и лёд»
Снег белый, а лёд серый; снег мягкий, а лёд твёрдый; снег лепится (если влажный, лёд скользит. Он получается после того, как на улице стало теплее - пришла оттепель, снег подтаял и превратился в лёд. Может быть опасный гололёд, когда под ногами очень скользко. Нужно ходить аккуратно, чтобы не упасть.
Можно ходить с родителями на каток и кататься на коньках.
Снег тает быстрее, чем лёд.
Пятница
Утро. Комплекс утренней гимнастики «Вот зима, кругом бело»
Художественное творчество. Рисование
ООД «Наш друг - Снеговик».
Задачи: упражнять детей в рисовании предметов округлой формы, в умении сравнивать предметы по величине.
Закрепить навыки закрашивания круглой формы, повторяя очертания нарисованной фигуры, знание геометрических форм.
Закреплять у детей представление о снеговике, полученные в результате собственных наблюдений и на занятиях.
День. Беседа «Кто гуляет по снежку?»
Задачи: формировать целостное представление о животных и человеке как части природы; знакомить с опасностями, угрожающими жизни и здоровью человека.
Вечер. Чтение стихотворения А. Босева «Трое»
Задачи: оживить в памяти собственные представления о снегопаде, зимних забавах, зиме; развивать зрительную память и внимание.
Слушание песенок о снеговике и снеге, «Вальс снежинок» (по желанию).
Рассматривание снега на площадке, под деревьями, на дорожке.
Беседа «Зачем нужен снег»
Опыты:
«Сравнение снега по цвету в разных местах».
Задачи: продолжать знакомить со свойствами снега. Учить детей сравнивать и делать выводы.
Трудовая деятельность – помогаем дворнику чистить дорожки и утеплять корни деревьев снегом.
Игры со снегом: «Снежный дом» - вокруг деревьев,
«Снежный салют».
Свободная игровая деятельность с выносным материалом и снегом.
Выводы: снег может отличаться по цвету: свежий – белый, под ногами серый, под деревьями жёлтый.
Снег очень нужен земле, траве и деревьям, он защищает их от сильных морозов. Снег нужен людям для игры, катания на санках и с горки –для зимних забав.
Подготовка снежной постройки на конкурс скульптуры из снега.
«Снеговики-весельчаки».
Ищем ответы на вопросы: Какой бывает снег? Почему он липкий? Что можно делать из снега?
Вывод: снег всегда белый, холодный и лёгкий. Если он сырой –то липкий и из него можно лепить разные снежные постройки, пирожки и тортики. Если снег рассыпается, лепить из него не получается.