Елена Александрина
Проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Капелька»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие.
Тема проекта : вода и её свойства.
Творческое название: «Капелька»
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, воспитатели.
Вид проекта : долгосрочный (октябрь – март)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе „Капелька“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Актуальность. Окружающий нас мир удивителен и прекрасен. Он скрывает много тайн и загадок. И дети, каждый день сталкиваясь с чем-то новым, удивительным и занимательным для них, постоянно получают новые впечатления об этом мире. Они знакомятся с живой и неживой природой, существующих в ней взаимосвязях. А наша задача – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, наблюдательность.
Вода – один из ярких источников познавательного интереса ребенка. Сколько неподдельной радости получают дети, играя с водой. Вода течет из крана, в ручейке, в реке и т. п. Вода окружает нас кругом. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, купания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, убеждаешься в актуальности выбранной темы. Используя различные виды деятельности в режимных моментах, во время занятий мы поможем детям в получении знаний и представлений о воде, её свойствах, а также о значении воды для всего живого.
Начиная разговор о воде, мы также поднимем тему и бережного отношения к ней. Даже детям малого возраста доступны такие меры, как закрыть плотно кран, не бросать мусор в водоем. С родителями мы проведем ряд консультаций, которые обратят их внимание на проблемы экологического характера.
Цель проекта : ознакомление младших дошкольников со свойствами воды, значением воды для всего живого.
Задачи проекта :
1. Знакомить детей со свойствами воды.
2. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
3. Формировать представления детей о значении воды в жизни человека и для окружающей среды.
4. Воспитывать бережное отношение к воде, к природе.
Ожидаемый результат:
• У детей сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений.
• Дети узнают об элементарных свойствах воды (прозрачная, льется, без запаха, без вкуса) в процессе практических опытов с водой.
• У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
Формы проведения: наблюдения, эксперименты, занятия, беседы, игры сюжетные, дидактические, подвижные, продуктивная деятельность.
Список использованных источников:
1. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. / под ред. О. В. Дыбиной. – 2-ое изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 192 с.
3. Комарова Т. С. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 112 с. : цв. вкл.
4. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Н., 2015. – 232 с.
5. Рыжова Н. А. Экологические сказки / Н. А. Рыжова. – Сыктывкар: Титул, 2014. – 64 с.
6. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
7. Султанова М. Простые опыты с водой для дошкольников. Издательство: Хатбер-Пресс. - 2015 г.
Перспективный план
I этап. Подготовительный
сентябрь
Разработка проекта (подбор и анализ методической и художественной литературы; разработка перспективного плана работы с детьми, с родителями; создание предметно-развивающей и дидактической среды).
II этап. Основной
октябрь
1 неделя
1. Наблюдение за дождем. Рассматривание луж.
Цель: знакомить с природным явлением – дождь.
2. Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Пузырь».
3. Чтение: Е. Раннева «Дождик»; А. Босев «Дождь»
4. НОД: рисование «Идет дождь»
2 неделя
1. Практическое упражнение «Мойдодыр»
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки, учить самостоятельно мыть руки.
2. Чтение и заучивание потешек о воде.
3. Экспериментальная деятельность «Свойства воды»
Цель: познакомить с наиболее наглядными свойствами воды – текучесть, прозрачность и др. Формировать элементарные навыки, связанные с экспериментированием.
Работа с родителями: буклет-памятка «Как правильно научить ребенка мыть руки».
3 неделя
1. Наблюдение за трудом воспитателя: мытьё игрушек.
Цель: показать детям, что в воде мылится мыло, после мытья игрушки становятся чистыми.
2. Экспериментальная деятельность : «Такая разная вода».
Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей.
4 неделя
1. Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями. Выполнение трудовых поручений - полив комнатных растений.
Цели: формировать представление детей о важности воды для всего живого, о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья;
2. Экспериментальная деятельность : «А какого цвета капелька?».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачная).
3. Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Пузырь».
Ноябрь
1 неделя
1. Наблюдение за трудом помощника воспитателя: мытьё посуды.
Цель: показать, что без воды невозможно очистить посуду.
2. Чтение: К. И. Чуковский «Федорино горе»
3. Экспериментальная деятельность : «У воды нет запаха и вкуса».
Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха.
Работа с родителями: консультация «Поговорим о воде»
2 неделя
1. Наблюдение за трудом помощника воспитателя: мытьё полов.
2. Экспериментальная деятельность : «Что растворяется в воде».
Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ: сахара, соли, красок, песка.
Работа с родителями: показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.
3 неделя
1. Экспериментальная деятельность : «Что плавает в воде».
Цель: формировать представления детей о свойствах воды и различных предметов: легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.
2. Пальчиковая гимнастика: Даниил Хармс «Кораблик»
3. Игра-развлечение «Капитаны» (пускание бумажных корабликов).
4 неделя
1. Сюжетно-ролевая игра «Искупаем куклу Машу».
Цель: продолжать формировать у детей представления о свойствах воды.
2. Чтение: А. Барто «Девочка чумазая».
Работа с родителями: консультация: «Простые опыты с водой дома».
декабрь
1 неделя
1. Наблюдения на прогулках «Лед на лужах».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: на морозе вода замерзает, превращается в лед; лед холодный, твердый, скользкий, гладкий, не льется, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твёрдым.
2. Экспериментальная деятельность «Лед – это вода».
Цель: продолжить знакомить со свойствами воды: вода на морозе замерзает и превращается в лед; в тепле лед тает и снова получается вода.
3. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
2 неделя
1. Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»
Цель: продолжать уточнять представление детей о свойствах снега: белый, холодный, мягкий, пушистый.
2. Экспериментальная деятельность : «Снег – это вода».
Цель: продолжить знакомить со свойствами воды: показать, что в тепле снег тает и становится водой; снег белый, но в нём есть грязь, которая хорошо видна в талой воде.
3. Чтение: Воронкова Л. «Снег идет»
3 неделя
1. Наблюдения за трудом воспитателя: стирка кукольного белья.
Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для стирки одежды.
2. Экспериментальная деятельность : «Цветной снеговик»
Цель: расширять представления о свойствах снега; показать, что снег впитывает краску и приобретает ее цвет.
3. НОД: аппликация «Снеговик»
4. Спортивное развлечение «Игры со Снеговиком»
январь
3 неделя
1. Рассматривание иллюстраций «Вода вокруг нас»
Цель: формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.
2. Экспериментальная деятельность : «Цветные льдинки».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может быть цветной, если в неё добавить краски, на морозе цветная вода замерзает, превращается в цветной лед.
4 неделя
1. Беседы об обитателях воды.
Цель: показать, что в воде есть жизнь, познакомить с обитателями воды.
2. Экспериментальная деятельность «Воздух под водой»
Цель: понаблюдать за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками)
3. Игра-развлечение «Рыбалка».
Февраль
1 неделя
1. Беседы «Животные и вода»
Цель: формировать понятия о том, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду.
2. Игра «Водопад»
Цель: дать детям представление о том, что вода может менять направление движения.
3. Разгадывание загадок о воде.
2 неделя
1. Экспериментальная деятельность «Куда делась капелька»
Цель: дать представления о том, что воду можно собрать разными способами - губкой, пипеткой, салфеткой.
2. Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в землю.
3. Просмотр мультфильма «Капитошка», «Капитошка возвращается».
Наблюдение дома: как пьют домашние животные.
Цель: дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду.
3 неделя
1. Беседа «Кто живет в воде?»
Цель: продолжать знакомить с обитателями водоемов.
2. Коллективная аппликация «Рыбки в аквариуме»
Консультация для родителей «Экологическая сказка «Как люди речку обидели».
4 неделя
1. Открытое занятие «Вода и её значение»
Цель: ознакомление младших дошкольников со свойствами воды и со значением воды в жизни живых существ и человека.
2. Сюжетно-ролевая игра «Приготовим обед для куклы»
март
1 неделя
Наблюдение: снег ранней весной.
Цель: обратить внимание детей на состояние снега (темнеет, становится рыхлым, тает).
2. Чтение стихотворения Маршака С. «Снег теперь уже не тот…»
3. Экспериментальная деятельность : «Таяние сосульки»
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды: в теплом помещении лед превращается в воду.
2 неделя
1. НОД: рисование «Весенняя капель»
Цель: развитие детского творчества.
2. Чтение: стихотворение Ю. Полякова «Капель», Р. Оршанской «Выглянул из норки крот…»
3. Наблюдение: ручейки и лужи.
Цель: обратить внимание на изменения, происходящие весной в природе.
4. Просмотр презентации «Какой бывает вода».
3 неделя
1. Экспериментальная деятельность : вода на солнце.
Цель: показать детям, что вода на солнце нагревается и становится теплой.
2. НОД «Уход за комнатными растениями»
Цель: расширять представления детей о комнатных растениях; закреплять умение поливать растения из лейки; учить протирать влажной тряпочкой».
3. Дидактическая игра «Путешествие капельки»
Цель: дать элементарные понятия о круговороте воды в природе.
Работа с родителями: консультация «Вода и беда»
4 неделя
1. Обобщенные беседы о свойствах воды, о ее назначении и значении в жизни всего живого.
2. Просмотр презентации «Такая нужная вода». Оформление пособия «Для чего нужна вода».
3. Игра-забава «Ура мыльным пузырям»
Цель: доставить детям удовольствие, создать положительный эмоциональный настрой.
III этап. Заключительный
апрель
1. Презентация проекта.