Елена Прохорова
Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне»
Актуальность проекта:
С первых лет жизни малыш знакомится с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями. Влияние окружающего мира на развитие ребенка имеет огромное значение. Наблюдая за явлениями и объектами природы, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором основывается его дальнейшее творчество. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы, которые возникают у него при познании таинств окружающего мира.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема состоит в том, что у детей поверхностный уровень знаний о природе, отношение к ее объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей.
В данном проекте созданы условия для познавательно-экспериментальной деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманного отношения к природе. Дети выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений. Все это способствует бережному и заботливому отношению к нашей хрупкой природе.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.
Проект: краткосрочный.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитания у детей любви к природе, создания в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
• Обогащение и расширение представлений детей о растениях, учить ухаживать за ними в комнатных условиях.
• Выяснить, что нужно растениям для роста и развития? (обогащать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений). Способы выращивания.
• Развивать интерес к развитию и росту растений.
• Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счёт загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.
• Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.
• Развивать творческие способности через продуктивную деятельность.
• Воспитывать любознательность и наблюдательность. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Материал и оборудование для оформления огорода на подоконнике:
• Семена огородных растений: укроп, петрушка, салат, томаты, огурцы, лук, чеснок, овес, редис, морковь, свекла, болгарский перец, тыква, горох
• Земля, контейнеры для посадки, мини-парнички, лейка.
• Материалы для творческого оформления «огорода на окне»
Методы реализации проекта:
- беседы,
- занятия в игровой форме,
- наблюдения,
- совместный труд детей и взрослых,
- посильная самостоятельная трудовая деятельность,
- продуктивная деятельность,
- сюжетно-ролевые,
- театрализованные игры,
- чтение художественной литературы, загадки пословицы, поговорки,
- рассматривание иллюстраций, картин,
- дидактические, настольные игры,
- работа с родителями.
Этапы работы над проектом:
1. Ознакомительный (подготовительный):
Определение цели и задач проекта. Сбор информационного материала, создание условий для организации работы «огород на окне», приобретение семян, оборудования по уходу за растениями, сбор материалов для оформления «огорода на окне». Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
2. Основной (этап реализации проекта):
Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок, ведение дневников наблюдений за ростом растений)
3. Заключительный:
Совместная (воспитатели, дети, родители) высадка растений на территории детского сада; оформление фотовыставки «Есть у нас огород»; наблюдение и уход за растениями в летний период.
Ожидаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными и дико растущими растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5. Формировать у детей уважительное отношение к труду.
6. Создание в группе огорода на подоконнике.
7. Создание дневников наблюдений для наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
8. Активное участие родителей в реализации проекта.
Работа с родителями:
• Беседа с родителями «Огород на подоконнике».
• Консультации для родителей «Огород на подоконнике», «Воспитание любви к природе», «Экологическое воспитание детей в семье».
• «Огород на подоконнике в домашних условиях (рекомендации родителям, «Витамины для детей», «Овощи и фрукты – ценные продукты».
• Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне, в творческом оформлении.
Результаты реализации проекта «Огород на окне»:
Дети:
1. Познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания об условиях для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережно относится к растительному миру.
6. В группе был создан огород на подоконнике.
7. Дети стали более уважительно относится к труду.
Родители:
1. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
2. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Педагоги:
Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.
Выводы:
Дети узнали, что из семечка, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастили лук, чеснок, цветочную рассаду, рассаду томатов, огурцы, кабачки, болгарский перец, овес, петрушку, укроп, редис, салат, прорастили горох, фасоль, морковь, свеклу. У детей появился интерес к растениям. Они смогли различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научились правильно ухаживать за ними. Дети узнали много интересного из жизни растений, исследуя опытным путем условия необходимые для их роста. Дети научились наблюдать и делать первые выводы.
Уровень интереса детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
План мероприятий по организации детской деятельности
Занятие «Что мы знаем об овощах»
Цель: Закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойствах. Научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочиненные предложения.
Занятие «Труд овощеводов и садоводов»
Цель: Закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях:
«Что растет на огороде»
Беседы:
«Что такое огород и что на нем растет»
«Наши помощники на огороде»
«Знакомство с овощами, как самостоятельным культурным, огородным растением»
Практическая деятельность:
«Посадка огорода на подоконнике»
«Творческое оформление огорода на подоконнике»
«Выращивание рассады»
Опыты и наблюдения:
«Рассматривание семян растений для нашего огорода на подоконнике»
«Изменения роста наших растений»
«Проращивание ростков фасоли, гороха»
«Благоприятные и неблагоприятные условия для роста наших растений»
Труд в уголке природы:
«Уход за рассадой» (полив, рыхление, прореживание).
Сюжетно – ролевые игры:
«Овощной магазин», «На даче», «Повара»
Дидактические игры:
«Что сажают в огороде»
«Подбери пару»
«Вершки и корешки»
«Что сначала, что потом»
«Во саду ли, во огороде»
«Поможем маме»
«Разложи по корзинкам»;
«Сварим суп и компот»
Музыкальные и подвижные игры:
«Огородная хороводная»,
«Мыши в кладовой»,
Драматизация сказки «Репка»
Инсценировка стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
Пальчиковые игры:
«Мы большой арбуз купили», «Фрукты», «Приглашаем в огород», «Овощи», «Варим мы компот», «Морковка», «Капуста», «Картошка»
Экспериментальная деятельность.
Беседы:
«Узнаем: какая земля»
Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая).
«Вода и растения»
Выявить, насколько вода необходима для растений.
«Солнце и растения»
Определить роль солнечного света в жизни растений.
«Человек и растения»
Выяснить насколько растение нуждается в уходе.
Художественно – эстетическая деятельность:
(Рисование)
«Наши растения»
«Как растет наш лучок»
«Овощи и фрукты – полезные продукты»
Лепка из пластилина (фруктов и овощей) «Наш урожай»
Конструирование «Дачный домик»
Оформление фото-стенда «Есть у нас огород»
Литература и интернет источники:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М. : Издательский центр «Академия», 2001
3. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001
4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
6. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
7. «Формирование целостной картины мира» под ред. О. Н. Каушкаль, М. В. Карпеевой, М. 2015 г.
8. Т. А. Шорыгина «Овощи. Какие они? Знакомство с окружающим миром». М. 2009 г.