Получи документы

Педагогический потенциал совместной деятельности дошкольников со сверстниками и взрослыми для развития лидерских качеств

Наталья Абрамова
Педагогический потенциал совместной деятельности дошкольников со сверстниками и взрослыми для развития лидерских качеств
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический потенциал совместной деятельности старших дошкольников со сверстниками и взрослыми для развития лидерских качеств

Цель: обосновать педагогический потенциал совместной деятельности старших дошкольников со сверстниками и взрослыми для развития их лидерских качеств детей.

Задачи:

1. Охарактеризовать разные виды совместной деятельности дошкольников с позиции развития их лидерских качеств.

2. Обосновать роль взрослого (педагога) как руководителя совместной деятельностью старших дошкольников для развития их лидерских качеств.

3. Определить педагогический алгоритм развития лидерских качеств старших дошкольников в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Выдающиеся ученые, такие как А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, А. И. Савенков, Л. Б. Эльконин и другие, подчеркивают важность совместной деятельности детей через общение и активное взаимодействие с окружающими. Этот процесс не только способствует когнитивному и психосоциальному развитию ребенка, но и является универсальным инструментом нравственного воспитания.

Взаимодействие с ровесниками и взрослыми помогает детям формировать дружеские связи, развивать навыки взаимопомощи и сотрудничества. Этот процесс не только способствует социализации ребенка, но и способствует его общему развитию и формированию ключевых жизненных навыков.

Совместная деятельность играет важную роль в развитии социально-перцептивных навыков у дошкольников. Исследователи А. И. Савенков и Т. Д. Савенкова выделяют значение взаимодействия для улучшения способности детей воспринимать, понимать и оценивать социальные объекты, такие как себя, других людей, группы и общности. Этот процесс способствует формированию у детей навыков эмпатии, коммуникации, совместного решения проблем и социальной адаптации. Развитие социально-перцептивных навыков в раннем возрасте имеет долгосрочное значение для успешного общения и взаимодействия в будущем.

Основу социально-перцептивных действий у детей составляет восприятие других людей и формирование их образа в сознании. Взрослые, такие как педагоги и семья, играют важную роль в помощи детям понимать других людей и формировать ценностные ориентиры. Они обращают внимние на положительные и отрицательные качества, помогая детям оценивать поведение окружающих. Взаимоотношения между детьми и характер их взаимодействия зависят от уровня развития социально-перцептивных навыков, которые дети приобретают под их руководством [38].

Важность социальной компетентности у детей в условиях совместной деятельности очень важна. Действительно, через взаимодействие в группе дети учатся эмоциональному регулированию, сотрудничеству и командной работе. Педагоги должны ценить не только результаты группы, но и развитие каждого участника. Индивидуальный опыт общения формирует эмоциональный и социальный интеллект детей, делая их более компетентными в общении и взаимодействии [36, 37].

Различные виды совместной деятельности играют важную роль в социальном воспитании дошкольников и развитии их личностных качеств, включая лидерские качества. Например, игровая деятельность способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе, делиться игрушками и идеями с другими детьми.

Художественно-эстетическая деятельность помогает развивать творческое мышление, воображение, эмоциональную выразительность, а также уважение к творчеству других людей.

Проектно-исследовательская деятельность способствует формированию навыков самостоятельного поиска информации, анализу данных, решению проблем, что важно для развития лидерских качеств, таких как инициативность, ответственность, умение принимать решения.

Все эти виды деятельности совместно способствуют формированию социально-значимых качеств личности дошкольников, таких как уважение к окружающим, умение сотрудничать, эмпатия и толерантность.

Исследователи в области психологии совместной деятельности (А. И. Донцов, Е. М. Дубовская, А. Л. Журавлев, И. М. Улановская, А. С. Чернышев и др.) обращают внимание на такие факторы, как организованность группы, качество и содержание самой деятельности, а также роль лидера и считают, что они играют важную роль в успешной совместной деятельности. Успех коллективной работы зависит от согласованности действий участников группы. Готовность детей подчинять свои личные интересы общим целям и задачам помогает создать эффективную и организованную групповую деятельность. Каждый участник, внося свой вклад в соответствии с общими целями, способствует достижению успеха всей команды. Сознательное стремление к сотрудничеству и взаимопониманию важно для эффективного функционирования группы. В совместной деятельности важно наличие участника с лидерскими способностями, который является более компетентным и творческим, чем остальные, чтобы помочь достичь общей цели. Лидер способен направлять усилия группы, мотивировать участников и обеспечивать координацию действий для успешного выполнения задач. Важно, чтобы лидер также умел эффективно коммуницировать с другими участниками, учитывать их мнения и стремиться к совместному решению проблем. Такой лидер способствует гармоничной работе группы и повышает шансы на успешное завершение проекта[11, 14, 34].

Игровая деятельность в дошкольном возрасте играет ключевую роль в развитии детей. Через игру дети учатся взаимодействовать с окружающим миром, развивают свои социальные и коммуникативные навыки, а также осваивают основы морали и нравственности. Этот подход помогает формировать у детей положительное отношение к себе, окружающим и учить их правилам взаимодействия с другими людьми. Педагогические методики, основанные на игровой деятельности, способствуют гармоничному развитию личности ребенка и подготавливают его к будущему общению в обществе.

Каждый вид игр (подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные) ориентирован на развитие личностных качеств дошкольников. Подвижные игры помогают формировать волевые качества, такие как активность, самостоятельность, решительность, целеустремленность и выдержка. Правила подвижных игр не подлежат произвольным изменениям, что способствует развитию способности следовать правилам, принимать решения и преодолевать трудности. В результате дети учатся работать в команде, развивают физическую активность и общение, что благоприятно влияет на их общее развитие.

Театрализованные игры могут быть прекрасным средством развития детей. Через участие в таких играх, дошкольники могут развивать свои артистические способности, выразительность и социальные навыки. Роль режиссера-постановщика является особенно полезной для развития организационных умений у детей. Подбор игр с интересным сюжетом и яркими персонажами способствует более погруженному и запоминающемуся опыту.

Участие детей в подготовке театрального спектакля не только способствует развитию их социально-коммуникативных навыков, но и улучшает воображение, творческое мышление и способность к импровизации. Руководство педагога в этом процессе играет ключевую роль, помогая детям учиться договариваться, разрешать конфликты, и развивая их организационные умения. Сюжетно-ролевые игры, создаваемые самостоятельно детьми, отражают уровень их развития и способности к самостоятельной организации [26].

Проведение длительной и сложной коллективной сюжетно-ролевой игры имеет значительное значение для социального развития дошкольников. Она способствует развитию воображения, творческого мышления, социальных навыков и эмоционального интеллекта у детей. Педагогу важно создать интересный и разнообразный сюжет, который позволит детям активно участвовать, предлагать идеи и развивать сценарий игры.

Педагог может выступить в роли ведущего, чтобы помочь детям развивать сюжет, включать новые элементы и персонажей. Поощряя детей предлагать свои идеи, педагог стимулирует их творческое мышление и самовыражение. После завершения игры важно провести обсуждение результатов с участием каждого ребенка, выслушать их мнения и предложения по улучшению игры.

Такой подход не только способствует развитию воображения и социальных навыков, но и помогает детям учиться сотрудничать, обсуждать и принимать решения в группе. Важно создать атмосферу взаимопонимания и поддержки, чтобы каждый ребенок чувствовал себя важным и уважаемым в процессе игры [22].

Совместная художественно-эстетическая деятельность может быть очень вдохновляющей и познавательной. Создание общего произведения искусства, такого как аппликации, групповые портреты или панно из природных материалов, способствует развитию творческих и социальных навыков у детей. В процессе такой деятельности они учатся сотрудничать, выражать свои идеи и уважать мнения других.

Помимо того, что это развивает воображение и творческий потенциал детей, такие проекты также способствуют их обучению различным навыкам, таким как терпение, внимание к деталям и умение работать в команде. В результате дети могут быть гордыми своим общим творением, которое станет отражением их совместных усилий и креативности.

Множество исследований в области психологии, педагогики и искусства подтверждают значимость художественно-эстетической деятельности для развития детей дошкольного возраста. Она способствует развитию их эмоциональной сферы, творческого мышления и волевой регуляции поведения (Т. С. Комарова, В. Б. Косьминская, Н. П. Сакулина, А. И. Савенков, Е. А. Флерина, N. Brunswig, R. Lamprecht, C. Ricci, D. Selli и др.).

Исследования показывают, что совместная продуктивная деятельность старших дошкольников имеет огромное значение для формирования навыков сотрудничества, командного взаимодействия, эмоционального интеллекта и социальной компетентности. Эти навыки являются важными элементами трансформационного лидерства. Когда дети работают вместе над общим проектом, они учатся решать конфликты, выстраивать взаимоотношения, слушать и уважать точки зрения других, что способствует развитию навыков сотрудничества и командной работы [24].

Важно учитывать индивидуальные способности и навыки каждого участника при формировании организационных умений. Дошкольнику, хорошо владеющему художественными умениями, можно поручить руководящие функции в совместной деятельности, чтобы он мог помочь другим участникам в выполнении коллективной работы. Это не только способствует развитию его собственных лидерских качеств, но и способствует совместной продуктивной деятельности группы. Важно создавать условия для разнообразных ролей и ответственностей в коллективе, чтобы каждый ребенок мог проявить свои сильные стороны и сделать вклад в общее дело [29].

Выбор лидера с компетентностью в области деятельности, которую он руководит, имеет огромное значение для успешного выполнения поставленных задач. Лидер, обладающий знаниями, умениями и навыками в соответствующей области, способствует эффективной организации и руководству совместной деятельностью. Это особенно важно в контексте игровых, продуктивных или трудовых видов деятельности, где экспертиза лидера может повлиять на общий успех и результативность группы.

Проектно-исследовательская деятельность предполагает совместную работу над проектом в небольших группах. Коллективная работа позволяет объединить различные точки зрения, опыт и навыки участников для достижения общей цели и более качественных результатов исследования. Взаимодействие в малых группах способствует более эффективной коммуникации, распределению обязанностей и взаимной поддержке в процессе работы над проектом.

Проектно-исследовательская деятельность в малых группах позволяет детям развивать способность к самостоятельному принятию решений и ответственности. Важно обучать дошкольников навыкам организации и руководства, когда им предоставляется роль руководителя. Этот вид деятельности способствует интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию детей. Работа в команде помогает им учиться сотрудничать, общаться и решать проблемы вместе [12].

Добровольческая деятельность играет важную роль в позитивной социализации старших дошкольников и формировании у них социально-значимых качеств. Сотрудничество детей с взрослыми, будь то педагоги, родители или представители общественных организаций, способствует развитию гражданской позиции, социальной активности и ответственности. Участие в деятельности, направленной на помощь окружающим, способствует формированию желания детей быть полезными членами общества [9].

Важным аспектом успешной реализации Примерной рабочей программе воспитания дошкольников является формирование сообщества дошкольной образовательной организации, включая профессиональную, профессионально-родительскую и детскую общности, является важным аспектом успешной реализации программы воспитания.

Профессиональное сообщество включает педагогов, специалистов, администрацию, которые совместно работают над достижением образовательных целей.

Профессионально-родительское сообщество объединяет педагогов и родителей для сотрудничества в воспитании и обучении детей, обмена опытом и поддержки в решении вопросов воспитания.

Детское сообщество направлено на создание благоприятной образовательной среды для детей, где они могут развиваться, общаться друг с другом и с педагогами [33].

Профессиональные и детско-взрослые общности формируют социальное пространство отношений в дошкольной образовательной организации, которое рассматривается как педагогический компонент социализации ребенка [20].

Основа развития лидерских качеств у старших дошкольников в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми заключается в педагогическом алгоритме, который включает следующие этапы:

- Знакомство детей с понятиями «лидерство», «лидер», «качества лидера» через объяснения, рассказы, беседы, показ видеоматериалов, художественных фильмов для стимулирования положительной эмоциональной реакции, формирования знаний о лидерстве и поощрения желания усвоить лидерские качества (подражание лидерам, стремление быть похожим на них);

- Предоставление каждому ребенку возможности организовывать и руководить различными видами совместной деятельности со сверстниками в небольших группах при условии наличия необходимых навыков и умений для успешной работы;

- Постепенное вовлечение старших дошкольников в добровольческую деятельность (участие в социально-ориентированных проектах, акциях, подготовке мероприятий и волонтерство) совместно с взрослыми (педагогами, родителями, представителями организаций – социальными партнерами дошкольного учреждения).

Этот подход способствует развитию важных социальных навыков у детей и вдохновляет их на саморазвитие, участие в общественной жизни и осознанное взаимодействие с окружающим миром. Если у вас возникнут дополнительные вопросы или понадобится дальнейшая помощь, не стесняйтесь обращаться.

В процессе воспитания социально-значимых качеств личности используются различные методы:

1. Методы убеждения: рассказ, беседа, внушение, доказательство, пример и другие, направлены на формирование системы представлений, ценностных ориентаций через воздействие на когнитивную сферу ребенка. Важными условиями успеха таких методов являются авторитетность воспитателя, логичность изложения своей позиции, опора на личный опыт ребенка и эмоциональное подкрепление.

2. Методы формирования поведения: требование, упражнение, поручения, показ образцов и примеров направлены на формирование навыков и привычек поведения через многократное повторение определенных действий для закрепления желаемых качеств в личности. Эти методы часто используются вместе с методами убеждения.

3. Методы стимулирования и коррекции сознания и поведения: оценка, самооценка, поощрение, осуждение, создание ситуаций успеха, контроля и самоконтроля способствуют развитию навыков саморегуляции, рефлексии и контроля деятельности.

Каждый из этих методов играет важную роль в формировании личности, развитии социальных навыков и ценностных установок у ребенка.

Вывод

Исследования и практика показывают, что совместная деятельность старших дошкольников со сверстниками и взрослыми играет важную роль в их социализации и развитии. Этот процесс способствует формированию разносторонних навыков, включая эмоциональный интеллект, социальную адаптацию, умение работать в команде и развитие гражданских качеств. Взаимодействие с разными людьми помогает детям понимать социальные роли, учиться решать конфликты и развивать навыки общения.

Различные виды совместной деятельности в образовательном процессе предоставляют уникальные возможности для каждого ребенка. К примеру, коллективные проекты, творческие группы или спортивные мероприятия позволяют детям выбрать активности, которые соответствуют их интересам и уровню навыков. Под руководством педагога дети могут проявить свой лидерский потенциал, развить навыки организации, управления группой и общения со сверстниками. Такие виды совместной деятельности способствуют развитию лидерских качеств, уверенности в себе и социальных навыков у детей.

Педагогический алгоритм развития лидерских качеств старших дошкольников включает следующие этапы:

1. Ознакомление с понятиями «лидерство», «лидер», «качества лидера» и их значимостью.

2. Формирование потребности в овладении лидерскими качествами.

3. Предоставление возможностей для проявления и развития лидерских качеств через совместную деятельность с другими детьми.

4. Приобщение к добровольческой деятельности для осознанного усвоения социальных знаний и формирования социальных отношений.

Этот алгоритм позволяет детям развивать навыки лидерства, учиться работать в команде, принимать и выполнять ответственность, развивать социальное мышление и умения. Ключевое значение имеет поддержка педагогов и родителей в этом процессе, создание благоприятной среды для развития лидерских качеств у детей.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

«Вместе — это интересно!» Развитие творческих способностей в партнерском взаимодействии со взрослыми и сверстниками Дошкольный возраст- это период, создающий наиболее благоприятные условия для развития у детей продуктивной деятельности. В ней ребенок может.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогический потенциал совместной деятельности дошкольников со сверстниками и взрослыми для развития лидерских качеств
Опубликовано: 27 января 2025 в 07:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический потенциал совместной деятельности дошкольников со сверстниками и взрослыми для развития лидерских качеств» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Абрамова (УИ 2069041) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД