Получи документы

Познавательно-исследовательская деятельность для детей 5–6 лет «Космическая лаборатория»

Татьяна Викторовна Давыдова
Познавательно-исследовательская деятельность для детей 5–6 лет «Космическая лаборатория»

Цель: формирование представлений о космосе, умения пользоваться знаниями о космосе в практической деятельности.

Образовательные задачи:

- развивать познавательный интерес по теме «Космос»;

- повышать интерес к исследовательской деятельности;

- упражнять детей выдвигать гипотезу, проверять её на практике, делать выводы, обобщать полученные результаты, сравнивать их со своими предположениями;

Воспитательные задачи:

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность для детей 5–6 лет „Космическая лаборатория“» размещена в разделах

-вовлекать детей в общую беседу, стимулировать проявление активности в беседе; тренировать навыки открытого диалога и мотивационного монолога;

- воспитывать аккуратность при работе.

Развивающие задачи:

- развивать у детей способности творческого применения полученных в процессе экспериментирования знаний и умений.

Материалы и оборудование.

Демонстрационный материал:

- глобус, мяч;

- презентация по теме: «Космическая лаборатория».

Раздаточный материал:

- емкости с водой;

- ёмкость с пластиковыми крышками от бутылок (по количеству детей);

- металлически ложки (по количеству детей,

- картон с прорезями, белый конверт, фонарики (по количеству детей);

-пластмассовые шарики;

-тарелки с мукой; металлические скрепки (по количеству детей);

-мерные стаканчики с молоком (по количеству детей);

-экраны из картона (по количеству детей).

Ход деятельности:

Слайд 1 «Космическая лаборатория»

Работа в лаборатории проводится двумя педагогами в игровой форме. Дети становятся учеными и проводят опыты в двух подгруппах одновременно.

В1: «Наша группа сегодня превращается в научно-экспериментальный центр. Сегодня мы будем разгадывать секреты и тайны космоса. У нас будут работать две лаборатории «Почемучка» и «Любознайка».

Вспомним правила поведения в лаборатории. (приложение 1)

У настоящих исследователей всегда есть специальные костюмы. Давайте и мы с вами наденем специальные халаты, которые защитят нас в лаборатории. «Почемучки» надевают халаты оранжевого цвета, а исследователи лаборатории «Любознайка» надевают халаты зеленого цвета.

В2: «И так, внимание, наши маленькие научные сотрудники! Посмотрим на экран.»

Слайд 2 «Знакомьтесь, Наураша!»

Наша земля – это шар – всем известно.

Но почему же тогда, интересно

В космос не льется вода из морей?

Люди спокойно гуляют по ней?

И, никогда никакие предметы

В космос не падали с нашей планеты.

Как удержатся на ней получается,

Если планета еще и вращается?

Воспитатель предлагает подумать над тем, почему мы не улетаем с земли, а можем ходить по ней ногами, в чем же дело? (предположения детей)

И приглашает детей в «Космическую лабораторию».

Слайд 3 «Сила притяжения»

Работа в двух лабораториях начинается одновременно по подгруппам.

«Почемучки» выбирают модуль для изучения понятия «Гравитация»

В1: Эксперимент №1 (приложение 2)

Прослушивается вводная информация «Земное притяжение».

Приступают к эксперименту.

Далее - свободный режим.

Вторая лаборатория «Любознайки» выбирают модуль «Сила притяжения»

В2: Эксперимент №2 (приложение 3)

Прослушивается вводная информация «Что помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему»

Приступают к расследованию.

Далее - свободный режим.

По окончании экспериментов дети озвучивают результаты опытов и делают вывод о том, что более легкий предмет притягивается к более тяжелому. Точно также мы и, дома, машины, животные притягиваемся к земле. Наша огромная и тяжелая планета Земля обладает суперсилой, которая называется гравитацией, и притягивает нас, маленьких. Именно поэтому мы не улетаем в атмосферу

Все, потому что, есть чудо такое

Держит нас всех притяженье земное.

Слайд 4 «Схема солнечной системы»

В1: Но, земля не одинока в космическом пространстве, у нее есть друзья. Какие названия носят другие планеты? (Меркурий, Марс, Венера). Эти друзья не толкаются, не мешают и не обижают друг друга. Каждый движется по своей орбите.

В2: «Музыкальная игра с мячом»

По порядку все планеты

Назовё т любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Саша, сколько планет всего ты насчитал? (Девять).Ульяна, на какой планете мы живем? Диана, как называется спутник Земли? Марина, какая планета самая большая? (Юпитер). Матвей, у какой планеты есть кольца (Сатурн). Андрей, какая звезда ближе всего находится к Земле? Настя, Солнце – это шар или круг?

В1: Днем, когда светло, мы видим на небе Солнце. Куда же исчезает солнце ночью? (ответы детей). Кто сам хочет рассказать, как это происходит.

Слайд 6 Опыт «День –ночь»

В1: Для этого нам понадобятся всего две вещи - глобус и обычный фонарик. Включите фонарик и направьте на глобус примерно на наш город.

Фонарик – это Солнце, оно светит на землю там, где светло, уже наступил день. Вот еще немножко повернем, теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят-ночь. Как вы думаете, что происходит там, где граница света и темноты размыта? Там утро или вечер.

В2: Что еще, кроме планет, моно увидеть в ночном небе? (кометы, астероиды, метеориты, космические станции)

Слайд 7 Видеозвонок.

Наураша спрашивает, почему днем небо голубое и куда исчезают звезды?

Работа в двух лабораториях начинается одновременно по подгруппам

«Почемучки» выбирают модуль для изучения понятия «Дневные звезды»

В1: Эксперимент №3 (приложение 4)

Прослушивается вводная информация «Звезды светят постоянно».

Приступаем к расследованию.

Далее - свободный режим.

Вторая лаборатория «Любознайки» выбирает модуль «Почему небо голубое»

В2: Эксперимент №4 (приложение №5)

Прослушивается вводная информация «Земля – голубая планета».

Приступаем к расследованию.

Далее - свободный режим.

По окончании экспериментов дети озвучивают результаты опыта и делают вывод о том, что днем звезды никуда не деваются, они продолжают гореть, просто за солнечным светом их не видно. А когда солнышко садится, скрывая свои лучи, звезды опять хорошо видны.

Хотя в космосе постоянно идут от солнца лучи света, там темно, так как нет ничего, что могло бы отразить свет. Свет виден только тогда, когда он отражается от какого-либо предмета и воспринимается нашими глазами.

Луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.

Волны, составляющие белый свет, имеют различную длину в зависимости от цвета. Частицы молока выделяют и рассеивают короткие голубые волны, из-за чего вода кажется голубоватой. От этого с Земли небо кажется голубым, а Земля кажется голубой из космоса.

В2: Молодцы, ребята! Вы умеете внимательно слушать, отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. И сегодня вы раскрыли несколько секретов космоса.

Рефлексия. Предложить детям для самооценки своей деятельности звездочки большого, среднего и маленького размера.

В1: Кому сегодня было интересно, кто считает, что он сегодня работал активно, отвечал на вопросы, делал выводы возьмите большую звездочку.

Приложение 1

Правила поведения в лаборатории

1. Вся деятельность в лаборатории ведется с разрешения воспитателя.

2. Без разрешения воспитателя не следует брать приборы и объекты исследования.

3. В лаборатории нельзя принимать в пищу еду и напитки.

4. В лабораторию не следует приносить посторонние предметы и игрушки.

5. При выполнении опытов и экспериментов следует изучить порядок действий.

6. При выполнении опытов и экспериментов нельзя толкаться и мешать друг другу.

7. После проведение опытов и экспериментов следует привести в порядок рабочее место и помыть руки.

Приложение 2.

Эксперимент №1 «Гравитация»

ЦЕЛЬ: Показать, что более тяжелые предметы притягивают более легкие.

ОБОРУДОВАНИЕ: емкость с водой, корзина с пробками пластиковыми (по количеству детей, металлические ложки (по количеству детей).

ПРОЦЕСС: Помещаем пластиковую пробку в емкость с водой, наблюдаем за ее движением по водному полотну, опускаем металлический ложку, наблюдаем как пробку притягивает к ней. Потом дети самостоятельно опускают пробки, опускают каждый свою ложку. Пробки притягиваются к более тяжелым ложкам.

ИТОГИ: Теперь мы с вами увидели, что наша огромная и тяжелая планета Земля обладает суперсилой, которая называется гравитацией, и притягивает маленьких нас. Именно поэтому мы не улетаем в небо.

Приложение 3

Эксперимент №2

ЦЕЛЬ: объяснить детям почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

ОБОРУДОВАНИЕ: желтый и синий пластиковый шарики, связанные ниткой; тарелка с мукой, металлическая скрепка.

СОДЕРЖАНИЕ: представьте, что желтый шарик – Солнце, а синий – Земля. Вращательным движением руки запускаем нашу мнимую планету Земля (синий шарик). Наблюдаем за движением шарика (так планеты вращаются вокруг солнца, по кругу и не падают, потому что постоянно движутся).

Расположите на синем шарике маленькую скрепку (почему не держится)

Аккуратно разместите синий шарик в тарелочку с мукой и снова раскрутите (частички муки притягиваются)

ИТОГИ: Земля больше и тяжелее шарика в млн. млрд. раз. Мы, по сравнению с ней пылинки, как и частички муки.

Приложение 4.

Эксперимент №3 «Дневные звезды».

ЦЕЛЬ: Показать, что звезды светят постоянно.

ОБОРУДОВАНИЕ: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик. ПРОЦЕСС: Включите фонарь и найдите луч света. Пытайтесь его проследить, поднесите руку на расстояние примерно 30см от фонаря. На руке появляется круг света, но между фонарем и рукой его почти не видно. Объясните почему (рука отражает лучи света и тогда их видно, хотя в космосе постоянно идут от солнца лучи света, там темно, так как нет ничего, что могло бы отразить свет. Свет виден только тогда, когда он отражается от какого-либо предмета и воспринимается нашими глазами)

Пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую — фонарик. Включите фонарик и с 5 см посветите им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.

ИТОГИ: Дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.

Приложение 5

Эксперимент №4 «Голубое небо»

ЦЕЛЬ: установить, почему Землю называют голубой планетой.

ОБОРУДОВАНИЕ: стакан, молоко, ложка, пипетка, фонарик.

СОДЕРЖАНИЕ: наполните стакан водой. Пропустите через него луч света. Зафиксируйте на картонном экране. Добавьте в воду каплю молока и размешайте. Установите фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Верните фонарик в прежнее положение.

ИТОГИ: луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.

ПОЧЕМУ? Волны, составляющие белый свет, имеют различную длину в зависимости от цвета. Частицы молока выделяют и рассеивают короткие голубые волны, из-за чего вода кажется голубоватой. Находящиеся в земной атмосфере молекулы, как и частицы молока, достаточно малы, чтобы так же выделять из солнечного света голубые волны и рассеивать их по всей атмосфере. От этого с Земли небо кажется голубым, а Земля кажется голубой из космоса. Цвет воды в стакане бледный и не чисто голубой, потому что крупные частицы молока отражают и рассеивают не только голубой цвет. То же случается и с атмосферой, когда там скапливаются большие количества пыли или водяного пара. Чем чище и суще воздух, тем ярче небо, т. к. голубые волны рассеиваются больше всего.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность детей в зимний периодПознавательно-исследовательская деятельность детей в зимний период «Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познавательное развитее» «Усваивается все крепко.

Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе»Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе» .

Конспект ООД «Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе» Программное содержание: Формировать представление детей об окружающей действительности Цель: Доставить детям радость и удовольствие от проведенных.

Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки» Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки». Цель: Изготовление цветных льдинок, украшение участка. Задачи: Уточнить.

Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни»Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.

Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды»Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группеПознавательно-исследовательская деятельность в младшей группе Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность для детей 5–6 лет «Космическая лаборатория»
Опубликовано: 23 мая 2021 в 21:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность для детей 5–6 лет «Космическая лаборатория»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Викторовна Давыдова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД