Татьяна Фомина
Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность детей.
НОД «Камни».
Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность дошкольников путем экспериментирования в процессе знакомства с камнями.
Задачи:
- развивать представление о камнях, умение называть их свойства;
- стимулировать развитие логического мышления детей (умозаключения, анализ, рассуждения) на основе полученного опыта;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей, НОД „Камни“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- расширять представление о сферах человеческой деятельности (геологи, строители, ювелиры) и о том, как человек использует камни в жизни;
- развивать речь: активизировать и расширять словарь детей;
- развивать познавательно-исследовательскую деятельность, привлекая к экспериментам и опытам, развивая восприятие, произвольное внимание, память.
- способствовать развитию эстетического вкуса и развитию мелкой моторики детей.
Материалы: Глобус (или карта мира, подносы с образцами камней на каждого ребёнка, «Мешочек ощущений», соль, коллекция камней, фото объектов из камня, пластилин, доски, салфетки.
Ход НОД.
Воспитатель: дети, скажите, где можно встретить камни?
Дети: на улице, на дороге, в горах.
Воспитатель: да, дети, камни есть и на суше, и в воде (река, море). А где же больше всего камней?
Дети: в горах.
Воспитатель: правильно. Давайте посмотрим на карту мира. (рассматриваем глобус или карту). Посмотрите, горы обозначены темно-коричневым цветом. Очень много таких мест на земле. Горы бывают разные.
Горы-скалы: там ничего не растет.
Горы старые - покрыты растительностью (лесом).
Горы высокие – там, на вершинах лежит снег.
Камни - это горные породы, состоящие из минералов. А минералы состоят из кристаллов.
Камни можно увидеть и под водой. Предлагаю вам сравнить камни, которые лежат у вас на подносе. Определим, какие они на ощупь.
Дети высказываются.
Воспитатель: Да, один с острыми краями, неровностями, сильно шершавый, угловатый, другой гладкий, с ровными краями. Почему то на суше почти все камни шершавые? А под водой, особенно в море, они гладкие. Почему?
Дети: Под водой камни трутся друг от друга (сглаживаются волнами) и становятся гладкими, округлыми.
Воспитатель: теперь сравним камни по цвету. Какие вы встречали камни? Дети: камни бывают разноцветные, в полоску, с разводами, блестящие и не блестящие.
Воспитатель: а по размеру?
Дети: по размеру камни бывают и большие, и маленькие.
Дети: и огромные.
Воспитатель: Возьмите в руки ваши камни, и сравните, какие они по весу?
Дети: разные, один чуть тяжелее.
Воспитатель: как вы думаете камни твердые?
Опыты проделывает воспитатель: Давайте проверим (бросить его на пол). Камень остался прежним. А еще можно определить твердость камня, черкнув по нему с силой острым гвоздем. Если нет следа, то камень очень твердый. Или же прочертить линию на листе бумаги. Если оставит след, то камень не очень твердый (например, глина оставит черту).
Дети: камни почти всегда прочные и твердые, поэтому из них можно строить.
Воспитатель: Предлагаю вам в моём «Мешочке ощущений», если есть, найти камни и описать их. (Дети нащупывают камень и описывают его).
Воспитатель: как вы думаете, бывают съедобные камни - минералы?
Дети отвечают. Если затрудняются, то воспитатель загадывает загадку.
«Этот белый минерал,
Он на кухне генерал.
Без него супы и каша,
Не понравятся нам даже». (Соль).
Воспитатель: Дети, соль - это камень. Давайте попробуем опустить соль в воду. Что с ней произойдет?
Дети: она растворится.
Воспитатель: правильно, соль растворяется в воде. Она растворена и в морской воде. Но есть и в горах в виде кристаллов. Это единственный камень - минерал, который можно есть.
Воспитатель: Дети, что произойдет, если я опущу в стакан камень?
Дети: утонет.
Воспитатель: да, камень не плавает, а тонет.
Физкультминутка - игра «Стоит гора – старушка».
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (дети замирают, а педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки)
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте)
Раскатились камешки, и с той самой поры,
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
Воспитатель: В нашей коллекции камней, которую вы все видели.
Назовите, какие вы знаете камни? (гранит, топаз, яшма, каменный уголь, кремень, мрамор, алмаз мел известняк).
Воспитатель: Для чего человеку важны и нужны камни? Где они применяются?
Дети перечисляют: для строительства, скульптуры: памятники, поделки. Люди и изготавливают бытовые предметы: вазы и посуду из глины, из них делают краски, инструменты (сверла). Камень используют для создания тепла (каменный уголь). Украшения делают из камней.
Воспитатель: Вот, посмотрите, на доске объекты Москвы и Балашихи. Узнаёте? Всё это из камня (здания, фонтаны, памятники, храмы).
Воспитатель: Очень много людей простых и ученых изучают, исследуют горы. Это геологи. Они много знают о свойствах камней, находят их месторождения, ездят в экспедиции.
В России есть знаменитые Уральские горы (показ на карте). Там есть камни-самоцветы (необыкновенные, красивые, прозрачные, яркие). Они такие от природы: переливаются, светятся разными цветами, очень редкие и дорогие. Их добывают на рудниках горняки. Драгоценные камни : изумруды, топазы, хризолиты. На Урале самый знаменитый камень - малахит. Из него делают серьги, кольца, бусы, шкатулки, вазы.
Камни привозят на ювелирный завод, там их шлифуют, делают гладкими, и после этого хорошо виден узор каждого камня.
Воспитатель: Как называется профессия мастеров, которые изготавливают украшения?
Дети: Ювелир.
Воспитатель: Предлагаю вам стать ювелирами, но работать вы пока будете с пластилином. Давайте создадим украшение в виде кольца для подружки или для мамы. Какой формы ваше изделие? Если это серебро, то, понадобится какой пластилин?
Дети: - Серый или белый.
Воспитатель: Если это украшение из золота, то вам какой понадобится пластилин по цвету?
Дети: Желтый.
Воспитатель: А украсим кольца мы драгоценными «камнями». Подумайте, какими?
Изделия выставляются на обозрение детей и рассматриваются. Воспитатель хвалит детей за необычайно красивые изделия.
Воспитатель: Дети, какие свойства камней вы узнали?
Дети: они по размерам бывают средние, большие, огромные, маленькие.
На ощупь: гладкие, шершавые, шероховатые, ровные, острые, холодные, теплые, неровные, твердые.
По весу: легкие и тяжелые.
По форме: округлые, овальные, треугольные.
Плавучесть: камни не плавают, а тонут.