Светлана Цедиленко
Конспект ООД «Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Формировать представление детей об окружающей действительности
Цель: Доставить детям радость и удовольствие от проведенных исследований; включение их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
Образовательные задачи:
продолжать учить детей читать;
продолжать знакомить детей со свойствами снега и льда;
познакомить с законом Исаака Ньютона;
дать детям представление о прочности;
рассказать, что такое крахмал, как определить его содержание в продуктах;
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект ООД „Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
воспитывать интерес и любознательность, желание участвовать в экспериментах.
Материал:
1. шифровка;
2. ключ;
3. карточки с обозначением станций Тачки, Маша и Медведь, Смурфики, Кот ученый, Губка-Боб;
4. две банки 0,5 л. ;
5. снег;
6. сосулька;
7. термос;
8. фломастеры;
9. стаканчики под фломастеры;
10. пластмассовые яйца по количеству детей;
11. корзина;
12. пластилин;
13. два одинаковых листа бумаги;
14. два яблока;
15. картинки с изображением зайца, медведя, рыбы, червяка, лягушки, утки, кукушки;
16. крахмал;
17. йод;
18. пипетка;
19. булка;
20. яблоко;
21. йогурт;
22. манка;
23. картофель;
24. жетоны;
25. вопросы;
26. цветы;
27. рис, молоко.
Ребята, сейчас мы отправимся в необычное путешествие. Но прежде чем отправиться в путешествие, нужно отгадать кодовое слово. Вот шифровка. Чтобы отгадать слово, нужен ключ, он уже здесь есть.
1 2 3 4 5
1 А Б В Г Д
2 Е Ё Ж З И
3 Й К Л М Н
4 О П Р С Т
5 У Ф Х Ц Ч
6 Ш Щ Ъ Ы Ь
7 Э Ю Я
Ключ:
4-1; 4-2; 6-4; 4-5; 6-4
Я называю две цифры, и мы находим
букву (первая цифра по горизонтали, вторая по вертикали). Арсений будет записывать их по порядку.
Ключевое (кодовое) слово опыты. Мы отправимся в путешествие, в котором нас ждут удивительные опыты, исследования, эксперименты.
В путешествии нас ждут остановки:
1 – Тачки
2 – Маша и Медведь
3 – Смурфики
4 – Кот ученый
5 – Губка-Боб.
Дети вытаскивают карточки, кто на какой остановке будет главным и выбирают себе в помощь напарника.
– А поедем в путешествие на поезде. (Дети становятся за воспитателем и как будто едут на поезде).
Пассажирский поезд мчится,
За окном мелькают лица,
Города, леса, поля –
Это вся моя страна.
1. Станция «Тачки»
Что нужно:
1) две банки 0,5 л. ;
2) снег;
3) сосулька;
4) термос;
5) ложка;
6) два фломастера (синих);
7) стаканчик.
Все знают, что сосульки и снег нельзя есть. Во-первых, они холодные, может заболеть горло; во-вторых, они грязные, может заболеть живот. Вот грязные они или нет, сейчас мы проверим.
В одну банку помещают снег, в другую сосульку, помечают фломастером.
Дети, ответственные за станцию, выполняют опыт.
На обратном пути мы увидим, что получилось.
2. Станция «Маша и Медведь»
Что будет, если ты снимешь ботинок, поднимешь его над полом и отпустишь?
(Он не полетит, а упадет, потому что на него действует притяжение Земли).
Познавательная страничка – Закон всемирного тяготения открыл английский ученый Исаак Ньютон в 1666г.
– Давайте проверим, как действует закон всемирного тяготения.
Что нужно:
1. пластмассовые яйца из двух половинок по количеству детей (продаются в гипермаркетах, в них лежат маленькие игрушки);
2. пластилин по количеству детей;
3. фломастеры;
4. корзина для яиц;
5. стаканчик для фломастеров.
– Вот пластмассовое яйцо. Сейчас мы его оживим, нарисуем глаза, клюв, крылья и лапы. Получился цыпленок.
Открыть яйцо, в одну часть яйца положить кусок пластилина на дно, закрыть и поставить его на пол.
– Что мы видим? (Ту часть яйца, где был пластилин, тянет вниз).
– Почему? (Пластилин послушно следует закону всемирного тяготения, падает на Землю и тянет за собой ту часть, к которой был прикреплен).
– Пальчиковая гимнастика:
«Вышла кошечка гулять»,
«Засолка капусты»,
«Замок»,
«Цветок».
3. Станция «Смурфики»
Познавательная страничка – знаете ли вы, что прочность – это способность материала сопротивляться разрушению и не ломаться под действием внешних нагрузок.
Материал:
1. два одинаковых стакана;
2. два одинаковых листа бумаги;
3. яблоко.
Возьми два стакана и положи на них лист бумаги, а сверху яблоко (конструкция сломалась).
– Аня, а что будет, если такой же лист бумаги сложить гармошкой? (конструкция не разрушилась).
– Почему? (Когда ты сложила лист бумаги гармошкой, на сгибах появились ребра жесткости, благодаря которым конструкция стала прочной).
4. Станция «Кот ученый»
Вопросы (для всех детей) :
1. Если шоколадную конфету не есть, а закопать в землю, то весной вырастет конфетное дерево (Нет, ничего не вырастет. Конфета – это не растение).
2. Определи, из чего сделан предмет (резина, бумага, ткань, металл, стекло, пластмасс).
3. Подземный трактор, кто это?
Познавательная страничка – червяки перемешивают почву без устали, в основном ночью в поисках еды: остатков растений и микроорганизмов. Червяки – подземные тракторы, они рыхлят почву, насыщая ее кислородом. А это очень нужно растениям. Если в земле нет червяков, то такая почва неплодородна, растениям в ней живется тяжко.
4. Бумага, ее свойства (мнется, рвется, пачкается, намокает, горит).
5. Летом – тепло, а зимой – холодно.
6. Почему деревья на зиму сбрасывают листву?
7. Где быстрее растает снег – в лесу или на поляне? Почему?
8. Почему заяц на зиму меняет шубу?
9. Почему зимой медведь спит? (Летом медведь много ест, нагуливает жир, с наступлением осени ложится в берлогу и спит до весны).
10. Из чего птицы строят свои гнезда? (Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки).
11. Зачем утке и лягушке тонкие лапы? (Удобнее плыть лапками с перепонками, ими лучше отгребать воду).
12. Если снег опустить в воду, что будет?
13. Чем дышат рыбы? (С помощью чего? Что у них есть)
14. Зачем одуванчику парашютики?
15. Почему кукушки не вьют гнезда?
Физкультминутка: «Подсолнух на нашем огороде»
– Посадили семечко в землю.
– Было семечко, у него появился хвостик-росточек.
– Начал росточек расти, и вырос подсолнух.
– Радуется подсолнух солнцу (раскачивается из стороны в сторону).
– Вдруг подул сильный ветер. Подсолнух начал гнуться под его ударами.
– Стих ветер, подсолнух облегченно вздохнул, успокоился.
5. Станция «Губка-Боб»
Что нужно:
1. два стакана с водой;
2. крахмал;
3. йод;
4. пипетка;
5. булка; яблоко; йогурт; манка; картофель;
6. ложка.
Краткая страничка – крахмал – мучнистый белый порошок, углевод, извлекаемый из картофеля, пшеницы, риса, и др.
В стакан с водой добавить 10 капель йода (йод растворился в воде и окрасил ее в желтый цвет. Если еще добавить крахмал, цвет поменяется на фиолетовый (с йодом крахмал вступил в химическую реакцию).
Затем проверяем, есть ли йод в булке, яблоке, йогурте, картошке, манке.
(Для этого надо капнуть на них йод, если цвет поменяется на фиолетовый – значит в этих предметах есть крахмал).
Затем дети возвращаются к первому опыту и делают вывод. (Снег и сосулька растаяли, образовался грязный осадок, значит их есть нельзя).
Воспитатель: Как много нового и интересного мы сегодня узнали, а сколько новых открытий еще предстоит сделать. Но сегодня наше путешествие заканчивается.