Эльмира Мудрая
Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познавательное развитее»
«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон).
Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать, становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2018
ФГОС ДО выдвигает требований к познавательно-исследовательской деятельности такие как :
-развитие любознательности и познавательной мотивации;
-формирование познавательных действий, становление сознания;
-развитие воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Дети – прирождённые исследователи и изобретатели. Эти задатки заложены самой природой и особенно быстро реализуются и совершенствуются в познавательно – исследовательской деятельности.
Задача педагогов ДОУ, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умение добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться со взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.
Эти и многие другие вопросы возникали у меня по мере работы с детьми и это помогло мне при выборе темы по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познавательное развитее».
Прежде чем взяться за какую-либо работу её необходимо досконально изучить. Я начала свою работу с изучения научно-педагогической литературы, затем занялась разработкой перспективных планов, конспектов по теме познавательно – исследовательской деятельности.
Следующим моим шагом была организация развивающей среды, ведь это одно из условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан уголок «Детского экспериментирования», расположила я его в уголке природы. К уголку у детей свободный доступ, где дети могут превращаться в «ученых», которые проводят эксперименты, опыты, наблюдения по разной тематике, таким образом расширяя свои познания в исследовательской деятельности.
Изучая научно-педагогическую литературу я узнала, что существуют множество форм и методов работы по экспериментальной деятельности, так как экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Поэтому экспериментированием можно заниматься в непосредственно образовательной деятельности :
- занятия - путешествия;
- беседы познавательно-эвристического характера;
- проектная деятельность;
- лабораторные работы;
- просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением;
А так же в повседневной деятельности :
- наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в уголках природы;
- акции добрых дел;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- совместное творчество детей и родителей (мини выставки).
Так же я поняла, что в работе с детьми необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Принцип развития.
2. Принцип дифференциации и индивидуализации.
3. Принцип природосообразности.
4. Принцип диалогического общения.
5. Принцип доступности.
6. Принцип системности.
7. Принцип последовательности.
Средняя группа (2014-2015у. г.)
Моя группа называется «Подсолнух», это мой самый главный проект и я стараюсь расти и развиваться вместе со своими детьми. Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к исследованию – и есть моя наиважнейшая задача.
Цель работы:
-Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в познавательно - исследовательской деятельности.
Задачи:
Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
Результативность внедрения познавательно-исследовательской деятельности я определяла при помощи диагностики развития по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности». По итогам анализа результатов, можно определить место детского экспериментирования в структуре детских предпочтений. Детское экспериментирование, как один из шести видов деятельности, находится на четвёртом месте. Это свидетельствует о том, что эта деятельность не очень привлекла детей. Возможно, это связано с тем, что детскому экспериментированию не уделяться должное внимания с моей стороны.
Повторная диагностика зафиксировала достоверный рост уровня сформированности познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе овладения экспериментальной деятельностью, показала, что изначально неустойчивый познавательный интерес стал более устойчивым, закрепился навык понимания проблемы, расширились знания о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природы.
Старшая группа(2015-2016у. г.)
В старшем возрасте по моим наблюдениям экспериментирование осознанное. Дети осознают, что всё можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются этим для приобретения новых знаний. У них появляются новые способы познания. Об этом свидетельствует и диагностика развития которую я провела по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности». Если в начале года экспериментальная деятельность у детей стояла на четвёртом месте, то к концу года экспериментальная деятельность переместилась на пятое место.
Цель работы:
-Развитие познавательно-исследовательской активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Подготовительная группа (2016-2017у. г.)
В подготовительной группе круг явлений, с которыми экспериментируют дошкольники, расширяется. Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Цель работы:
-Упорядочить накопленные детьми представления о живой и неживой природе. Развитие познавательно-исследовательской активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Дети росли, и рос их познавательный интерес. Дети выдвигали свои предложения, как решить проблему, предлагали варианты решения. По результатам диагностики экспериментальная деятельность у детей заняла первое место. Мы выросли настолько, что показали открытое занятие «Шоколадный интерес» для воспитателей Симферопольского района.
Младшая билингвальная группа (2017-2018у. г.)
Опыт работы показывает, что исследование доступно детям раннего и младшего дошкольного возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать. Удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Поисковая деятельность ребёнка, не подпитываемая извне, угаснет.
Прежде чем начать работу с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности необходимо было провести диагностику по выявлению компетенции детей в данной области. Для исследования я использовала диагностику развития по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности». По результатам диагностики выявлено, что дети не проявляют большого интереса к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности.
Использованные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса и активности у детей младшего дошкольного возраста, как важных составляющих познавательно-исследовательской деятельности.
Цель работы:
-Формирование у детей познавательно-исследовательского интереса к окружающему миру через экспериментирование.
Задачи:
Формировать умения устанавливать простейшие связи и отношения к объектам близкого окружения.
Так как, наша группа является билингвальной кроме того, что мы на занятиях экспериментируем, мы ещё и вводим в обиход слова на крымскотатарском языке. Происходит это непринуждённо в игровой форме и дети легко справляются с изучением крымскотатарского языка. Например на занятие «Маленькие фокусники» мы разучили слова вода-су, сахар-шекер.
На занятии «Поиграем с песком» мы узнали, что осень-кузь, песок-къум.
По мере приобретения знаний по теме самообразования я делилась своим опытом с коллегами. Проводила консультации для коллег по теме: «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»(2015г., «Формы работы по экспериментальной деятельности»(2017г., провела консультацию для воспитателей Симферопольского района по теме: «Реализация ОО «Познавательное развитие» по направлению опытно-исследовательская деятельность дошкольников» (2016г.).
Я приняла участие в конкурсе «Воспитатель года – 2017год». Это был интересный опыт ведь передо мной стояла задача провести занятие с незнакомыми мне детьми. Конкурс проходил на базе детского сада «Теремок» ПГТ Гвардейское. По итогу жеребьёвки мне досталась старшая группа «Звёздочка». Я провела с детками занятие «Снежинки балеринки» рисование на ткани методом хроматографии и в итоге заняла 2 место.
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Для родителей провожу мастер-классы, семинары-практикумы, в ответ они мне помогают в подготовке материалов для опытов и экспериментов. Помогают создавать мини-выставки.
Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки, провожу анкетирование, оформляю наглядно-информационные родительские уголки. Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие-то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе со мной, с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит, это достижение и моего результата. Значит и я, живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее.