Татьяна Горячева
Познавательно-исследовательская деятельность детей в зимний период
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности педагога и ребенка».
А. В. Запорожец.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Снег и лед. Зимняя экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Развитие познавательно –исследовательской активности детей дошкольного возраста является основной целью экспериментальной деятельности . Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, поэтому идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. А необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.
Задачи:
1. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
2. Формировать представления о различных сторонах изучаемого
объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
3. Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать
на них ответы.
4. Развивать самостоятельность, оценочное отношение к миру.
Конспект НОД "Тайны снега и льда" в старшей группе
Опыт №1. «Определение цвета».
- У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.
Ответы: Холодный, твердый, тяжелый, по цвету – бесцветный.
Вос-ль: А снег?
Ответы детей.
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Ответы детей: «Под снегом не видно. Значит, лёд прозрачный, а снег – непрозрачный»).
Опыт №3. «Воздействие температуры».
Воспитатель:
Вы утверждаете, что лед и снег - это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите в него лед, а в другой пустой стаканчик – снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему?
Дети: Лед и снег начали таять от тепла рук.
Вос-ль:Вытрите руки. (Через некоторое время педагог предлагает детям заглянуть в стаканчики)
Вос-ль:А теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Ответы детей).
Что можно сказать про лед? (Ответы.). А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием холодной температуры. А под воздействием тепла или высокой температуры - лед и снег тают, т. е. превращаются в воду. Таким образом, можно сказать, что снег и лед это замерзшая вода.
Опыт №4.“Определение плотности”
В один стаканчик с водой дети кладут снег, в другой – лед и наблюдают, что ни одно из них не утонуло. Почему? Вос-ль:Снег и лед легче воды, поэтому не тонут.
Игра «Цветные льдинки».
Цель: используя игровую ситуацию, познакомить детей с тем,краска в воде растворяется, вода замерзает при отрицательной температуре.
Опыт №5. Можно ли пить талую воду (есть снег?
Взять два стакана, в один положить снег, в другой — налить водопроводную воду. Когда снег растает, рассмотреть воду в стаканах, сравнить ее и выяснить, в котором из них был снег.
Вывод: снег есть нельзя, даже чистый и белый, нельзя пить талую воду.

Опыт№6. "Почему белый медведь не мерзнет"
Намазать руки жирным кремом, опустить в емкость с водой. показать, что вода скатывается с руки, а не впитывается.
Вывод:Медведь стряхивает воду с шерсти, она не превращается в сосульки, медведь не мерзнет.



Опыт№7. "Почему Дед Мороз не снимает шубу"

