Мария Дмитриева
Повышение уровня познавательного интереса с использованием лэпбука
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный интерес дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Данное положение подкрепляется содержанием нормативных документов дошкольного образования.
Перед дошкольной образовательной организацией поставлена цель добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход в любой деятельности. На это указывается в ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ» [2]. Исходя из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности [1].
Публикация «Повышение уровня познавательного интереса с использованием лэпбука» размещена в разделах
Понятие «познавательный интерес» сегодня безусловно относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современного человека. И это вполне закономерно. В связи с модернизацией системы российского образования, а также переходом к рыночным отношениям изменяются подходы к изучению явлений и процессов, непосредственно связанных с развитием личности самого человека. Все это в конечном счете, и определило перенос акцентов с целостного развития человека на поиск путей, обеспечивающих формирование его активного отношения к окружающей действительности. Именно сегодня интерес к проблематике развития познавательной интереса все больше проявляется на всех уровнях, связанных непосредственно с формированием человеческой личности, становясь определяющей тенденцией развития человека нового поколения.
Особую актуальность проблемы познавательного интереса приобретает именно на этапе дошкольного детства. Проявляясь в интеллектуальной инициативе, повышенном интересе и стремлении к знаниям, познавательный интерес обеспечивает развитие познавательного интереса ребенка-дошкольника, расширяет и интеллектуализирует содержание его познавательной потребности, способствует формированию произвольности его поведения, обеспечивает становление познавательной мотивации дошкольника, что в свою очередь, является ведущими критериями готовности ребенка к школе.
Проблема развития познавательного интереса дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что интерес является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегченных» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как являясь индивидуально–психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических, и социальных условий развития.
Проблеме познавательного интереса, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. М. Матюшкина, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной, Т. И. Шамовой, Г. М. Щукиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие.
Противоречие исследования: В настоящее время в дошкольных учреждениях воспитатели не часто используют технологию «Лэпбук» и применяют их чаще всего бессистемно и эпизодически. Несмотря на это в практике дошкольных образовательных учреждений она еще только начинает реализовываться. Педагоги ведут поиск новых технологий. Знакомство с современным педагогическим опытом позволяет предположить, что одним из них стал «Лэпбук».
Все это обусловило актуальность темы исследования. Вот почему нами выбрана тема: «Повышение уровня познавательного интереса к занятиям детей старшего дошкольного возраста посредством «Лэпбук»».
Исходя из этого, определена, цель исследования: Выявить и обосновать эффективность использования «Лэпбук» в развитии познавательного интереса к занятиям старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является «Лэпбук», как средство повышения уровня познавательного интереса к занятиям детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что повышение познавательного интереса к занятиям детей старшего дошкольного возраста посредством «Лэпбук» будет более успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- создать развивающую предметно-пространнственную среду, способствующая, развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
- систематически применять «Лэпбук» на занятиях;
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы развития познавательного интереса детей дошкольного возраста;
2) Провести педагогический эксперимент для проверки эффективности использования «Лэпбук» в повышении познавательного интереса к занятиям у детей старшего дошкольного возраста;
3) Разработать методические рекомендации по результатам исследования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, психолого - педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Методологическими основами исследования: явились труды Л. И. Божович, Л. С. Выгодского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева о сущности и особенностях развития познавательных интересов детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования, могут быть применены другими педагогами и родителями в повышении уровня познавательного интереса к занятиям детей старшего дошкольного возраста посредством «Лэпбук».
База исследования: МБОУ «Мастахская СОШ им. А. А. Миронова» дошкольная группа «Кэскил» с. Балагаччы, Вилюйского улуса.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.