Ряховская Ольга
Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный интерес – эта особая область интересов человека, в которой объектом является сам процесс познания, а он в свою очередь, характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, относительно устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению.
Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
Публикация «Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем» размещена в разделах
. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю, к семье ее традициям, родословной будет успешным, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка
Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут — это краса природы, зданий. У детей возникают вопросы : когда появились исторические памятники? Почему жители охраняют их? У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры в рисунках и играх, в сочинении историй
Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам: совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях – посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, участие в природоохранных акциях, в городских конкурсах и т. д
Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к семье, родному городу, способствующие проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познаниесвоей семьи, ее родословной; достопримечательностей родного города на прогулках, экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Организация просмотра слайдов и видеофильмов о городе позволяет «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях. Пережить чувство удивления, восхищения. Дети включаются в празднование событий, связанных с жизнью города, — День рождения города, День рождения великих личностей, связанных с городом, посещают музей.
На 1 этапе необходимо, заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о родном городе, крае Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, необходимо продумать, о чем рассказывать детям, выделять характерное только для нашего края, доступно показывать связь родного края со всей страной. Мы живем в оренбургской областе. Она богата своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ.
2 этап. Следующим этапом работы будет составление перспективного плана (примерный)
Оценку труда осуществляла по таким критериям:
1. Знание городской, краевой и государственной символики.
2. Знание своей родословной.
3. Знание достопримечательностей города.
4. Исторические факты жизни города.
5. Народные праздники (Рождество, Масленица, Пасха).
6. Русские национальные и костюмы других народностей, проживающих в нашей областе.
7. Значение известных людей Оренбуржья.
8. Природа родного края.
Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе уголка, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.
Задачи воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста
1. Продолжать развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
2. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной край красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
3. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города, культурных мероприятиях и социальных акциях.
4. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг)
5. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение.
6. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
7. Содержание краеведения может быть представлено в виде следующих тем проектной деятельности детей : «Город, в котором мы живем», «Достопримечательности города Оренбурга», «О каких событиях помнят горожане», «Добрые дела для ветеранов» и др.
Чтобы дети заинтересовались традициями своей семьи, родословной существуют разные виды и формы работы, но можно остановиться на проектной деятельности, а именно об организации исследовательских проектов для детей старшего дошкольного возраста «Моя семья», «Моя родословная» «Герб моей семьи». Для расширения представление детей о семье, создания условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, нужно знакоть детей с историей своей семьи, познакомить с семейными традициями, праздниками, развивать умение находить нужную информацию о семье, формировать умение рассказывать историю семьи, для создания «Генеалогического древа» семьи, «Герба семьи»
Важно обратить внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков.