Любовь Федотова
Презентация «Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
(выступление на «Педагогических чтениях») В конце апреля у нас проходили ежегодные районные Педагогические чтения, на которых я выступала с докладом "Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО"
Педагогические чтения направлены на обмен интересным опытом работы с коллегами. Чтения проходят в два этапа: заочный - подача тезисов. И, если тезисы отобрала специально созданная комиссия из старших воспитателей района, то предстоит второй этап - очное выступление. Мой опыт работы заинтересовал и я прошла во второй этап.
Публикация «Презентация „Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО“» размещена в разделах
А это - текст моего выступления, может кого -то из вас он заинтересует:
Однажды А. Эйнштейна спросили, как можно сделать детей умнее. Он ответил: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».
Чтение – это не только интересное, но и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. На важность приобщения дошкольников к чтению, красоте родного языка, развития культуры речи указывали отечественные педагоги Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева.
В. А. Сухомлинский писал: «Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития». Но, к сожалению, в последнее время наше общество, которое ещё совсем недавно называлось самым читающим в мире, изменилось. О снижении статуса чтения указывается в «Национальной программе поддержки и развития чтения»:
- увеличивается доля россиян, вообще не читающих;
- утрачиваются традиции семейного чтения;
- ухудшается владение родным языком;
- в обществе нарастают мнения о том, что скоро Интернет вытеснит полностью книги. Сейчас, когда Россия переживает кризис детского чтения, многие педагоги ищут пути возрождения интереса к книге.
Одним из основных принципов дошкольного образования по ФГОС является «сотрудничество Организации с семьёй». Одна из задач стандарта направлена на «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Сегодня педагоги и родители в воспитании и образовании ребенка должны быть союзниками, помощниками и партнерами. Ребенку нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если этого нет в семье, то труд педагога не даст желаемых результатов.
В последнее время возрастает интерес к традиции семейного чтения. Это форма внутрисемейного общения. Здесь важен процесс совместного переживания и обсуждения прочитанного, так как именно в ходе обсуждения формируются и крепнут общесемейные ценности.
Читая детям произведения известных писателей, беседуя с ними о прочитанном, обратила внимание, что многие ребята не могут назвать авторов произведений, не знают и самих произведений. В беседе выяснила, что многим детям не читаю дома книги, у многих ребят дома нет даже маленькой полочки с книгами. Анкетирование родителей показало, что только 24% из них читают детям книги, а 19% обсуждают прочитанное. Есть проблема – необходимо найти пути ее решения.
Изучив труды отечественных педагогов и психологов Л. С. Выготского, К. Д. Ушинского, А. В. Запорожца, Е. И. Тихеевой, утвердилась в мысли о правильности решения проблемы по приобщению детей к книге. Опыта набиралась, изучая литературу по речевому развитию: Ушакова О. С. «Программа развития речи дошкольников», Павлова А. С. «Домашняя библиотека и семейное чтение», Тимофеева И. Н. «Дети. Время. Книга», Герасимова А. С. «Уникальное руководство по развитию речи», Боголюбская М. К. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду», статьи в журналах «Воспитатель» и «Управление в ДОУ». Посещала районное методическое объединение по речевому развитию, изучала материалы коллег на сайте МААМ, прослушивала вебинары, просматривала видео занятия на интересующую тему, читала статьи коллег на разных педагогических сайтах в Интернете. На Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» познакомилась с педагогом, которая выступала с докладом о пользе семейного чтения. Опыт ее работы заинтересовал, некоторые аспекты взяла для себя за основу и применила в своей работе по повышению интереса дошкольников к художественной литературе.
После детальной проработки вопроса, приступила к практическим действиям – продумала формы и методы работы. Работу с родителями начала с консультации по семейному чтению. Родителям было предложено совместное с детьми посещение драматического театра на спектакли, поставленные на основе литературных произведений. На шкафчиках у детей появился «читающий поезд» - вагончики служат для записи названий книг, которые дети прочитали с родителями. Родители стали интересоваться, что можно почитать детям, поэтому в уголке для родителей стали размещать список книг, рекомендуемых для данного возраста. Родители совместно с детьми принимают активное участие в выставках рисунков и поделок по произведениям детских писателей. Были проведены акции «Расскажи мне сказку, мама», «Я с бабулею дружу, с ней я сказку расскажу», «Почитай мне на ночь, папа».
Родители вместе с детьми изготавливали книжки – малышки, принимали участие в викторинах по сказкам Г. –Х. Андерсена, стихотворениям А. Барто, С. Маршака. Но вся эта работа проводится, прежде всего, для детей и с детьми. Работу с детьми планируем с учетом юбилейных дат детских писателей и книг – юбиляров. В группе регулярно оформляется книжный уголок. Это могут быть тематические выставки книг или просто детская литература. В нашей группе уже многие дети читают, поэтому в уголке появляются книги серии «Читаем сами». В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение, а так же происходит восприятие окружающего мира и формирование отношения к социальной действительности. Понимание произведения и его содержание зависит от того, насколько правильно ребенок представит описываемые события. Это мощный толчок в развитии творческих способностей детей, источник развития чувств и фантазии, вызывающий сочувствие и эмпатию, сопереживание описываемых событий, в процессе которых создаются моральные оценки. Свое отношение к литературным произведениям дети часто выражают в рисунке, поэтому устраиваем конкурсы и выставки рисунков по произведениям известных писателей. Наши ребята принимали участие во всероссийском конкурсе рисунков «Что за прелесть, эти сказки» (по сказкам А. С. Пушкина) и заняли призовые места. Устраиваем с ребятами инсценировки литературных произведений, а со сказками кукольного театра приходим к малышам. Вместе с детьми сочиняем сказки. Так одна сказка вошла в сборник (участие в международном проекте «Хорошие книги – детям», а часть иллюстраций к другим сказкам в этой книге были сделаны ребятами нашей группы. Две сказки, написанные в сотворчестве с детьми были опубликованы на сайте МААМ в личном блоге. Учимся составлять синквейны о сказочных персонажах. С детьми проводим тематические недели по знакомству с известными писателями и их произведениями, а результатом бывает коллаж героев книг данного писателя, рисунки или поделки. Часто бывают результатом и коллективные работы, например, по сказке «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Буратино», проводим викторины и разгадывание кроссвордов. Изготавливаем дидактические игры для занятий и свободной деятельности детей. Ежегодно проходит «Неделя книги», весь год работает «Книжкина больница» - «лечим» книги не только в группе, но и помогаем малышам. Делаем закладки для книг и для себя, и в подарок первоклассникам. Посещаем с детьми школьную библиотеку. Устроили в прихожей свою библиотеку, где родители и дети могут выбрать книгу для прочтения дома. Родители пополняют библиотечку в группе.
Семейное чтение подразумевает не только чтение книг, но и их обсуждение. Не все родители могут грамотно обсудить проблемы, заложенные в произведении, поэтому в помощь создаем презентации по произведениям и рекомендации к ним. Применяя в работе инновационные технологии: игровую, здоровьесберегающую, ИКТ, личностно – ориентированный подход, а также социо – игровую методику В. М. Букатова, добилась положительных результатов. Разнообразие форм и методов работы с детьми позволило привить стойкий интерес к художественной литературе. Дети стали узнавать авторов произведений по фотографиям, могут назвать сами произведения, с удовольствием слушают не только сказки, но и произведения других жанров. Повторное анкетирование родителей показало, что 80% из них читают детям художественную литературу (из них – 60% ежедневно, 43% родителей обсуждают прочитанное.
Работа педагогов и семьи по приобщению ребёнка к книге должна быть систематической. Только благодаря совместной работе педагога и родителей возможно повысить у детей интерес к художественной литературе.
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В. А. Сухомлинский