Оксана Александрова
Повышение положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи к индивидуальной НОД по коррекции речи
▼ Скачать + Заказать документы
Александрова Оксана Викторовна
Учитель-логопед
1квалификационной категории
МБДОУ №375 г. Челябинска
Данная статья посвящается одной из самых актуальных тем современной логопедии: формирование положительной мотивации к коррекционным занятиям.
Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности. Следует различать понятия мотив и цель.
Публикация «Повышение положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи к индивидуальной НОД по коррекции речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Цель – это предвидимый результат, а мотив – побуждение к достижению цели.
У детей с нарушениями речи снижены познавательные интересы, особенно это проявляется во время длительной отработки речевого материала, автоматизации звука. Всё это снижает интерес дошкольника к занятию, как же этот интерес продлить до конца коррекции речи?
Выделяют два вида мотивации : внешнюю (не связанная с определённым видом деятельности) и внутреннюю (связана с самим содержанием деятельности).
Методы мотивации дошкольников в логопедии совпадают с традиционными: словесные, наглядные, практические. Эти методы используют в виде дидактических игр и игровых приёмов.
Ещё Сухомлинский В. А. говорил, что игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Игры применяются у дошкольников на всех этапах формирования речи : развитии высших психических функций, речевого дыхания, фонематических процессов и на всех этапах автоматизации звуков.
Приходится находиться в постоянном поиске. Искать новые игровые технологии, приёмы, пытаясь изменить или разнообразить старые, собирать информацию и идеи в просторах интернета, создать что-то своё новое, интересное для каждого ребёнка.
Игры должны быть наглядными. «Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать».Наглядность облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Наглядно-игровые средства способствуют развитию пространственных отношений, зрительного гнозиса, внимания, мышления, памяти, речевой практики. Наглядность представлена в виде предметных картинок, иллюстраций, наглядных игр, выполненных в ярких красках, из современных материалов, эстетично оформленных.
Не последнее место в настоящее время логопедической практике занимают информационные компьютерные технологии (ИКТ). Современные дети с рождения находятся в постоянном информационном поле современных мультимедиа и дома и в ДОУ. Поэтому оправдано их применение в ДОУ в коррекционной работе логопеда. ИКТ оптимизируют процесс познавательной деятельности, повышают позитивную мотивацию к коррекции речи на НОД, развивают ВПФ. С помощью ИКТ создаются дидактические игры (интерактивные, в виде презентаций, настольные игры, игры-ходилки, огромным помощником в работе стали интерактивные игры портала МЕРСИБО). Ребёнок с интересом ждёт, какую игру предложит ему логопед сегодня. Согласно ФГОС соблюдается индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Особенно для дошкольника будет утомительно ежедневное проговаривание изолированных звуков и слогов на этапе автоматизации звука, а если эти же звуки и слоги будут помогать проговаривать фигурки киндер-сюрпризов, весёлые картинки героев современных мульфильмов, найти звук в названии картинок и маркером нарисовать дорожку, а потом она исчезнет от листочка обычной бумаги - это повышает интерес ребёнка, делает его активным участником образовательного процесса, он с нетерпением ждёт следующей встречи.
С помощью «Конструктора картинок «МЕРСИБО» были созданы следующие варианты игр:
Игра : «Найди картинку,где спрятался звук»(в данном случае-и)
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Описание: Необходимо уточнить понятия: буква, звук, гласный,
место звука в слове (н. ,с. ,к.). Называть картинку,если в названии
картинки есть заданный звук,то необходимо определить место звука в слове и водным маркером соединить картинку с буквой (и) (картинка ламинированная).
Игра: «Небылица». «Чего не бывает?»
Цель: Автоматизация звука [Ш] в словах, фразах.
Описание: Назвать все предметы, явления,чего быть не может. (камыш не поливают
из душа, машина не едет по воде,кошка не играет клюшкой и т. п)
Игра: «Найди звук [с] в комнате» (автоматизация в словах)
Цель: автоматизация звука в словах.
Описание: Необходимо найти все слова
С заданным звуком. Для усложнения:
Сначала все картинки,где звук в начале слова,
Затем в середине слова
Игра: «Чистое море»
Цель: Развитие фонематических процессов;
автоматизация звука [Л] в словах. ,
закрепления навыка слогового чтения.
Описание: Назвать картинку, которая в море, соединить водным маркером картинку и слог на облаке, который спрятался в данном слове. (ла-кукла).(картинка ламинированная (если ребёнок не читает, то все слоги называет логопед, а ребёнок ищет подходящую картинку).
Игра : «В гостях у гномов» игра –ходилка.
Цель: Автоматизация звука Ш
Описание: Бросается игровой кубик. Сколько точек на кубике, столько же сделать ходов по дорожке, остановиться на картинке, столько же раз ее назвать.
Игры На автоматизацию звука Ш (есть С,Л,Р) и определение места звука в слове.
Игра: «Разложи сокровища по сундучкам»; Игра : «Белка собирает шишки»
На НОД созданы условия для повышения мотивации :
- образовательный процесс становится интересным и простым;
-отсутствует назидательный тон, преобладает сотрудничество;
- раскрепощённая обстановка на занятии;
- у детей отсутствует страх перед неудачей, нет боязни задавать вопросы.
В итоге мы добиваемся самого главного: высокого интереса к коррекционным логопедическим занятиям, положительной динамики в развитии речи, автоматизации звуков, развития лексико-грамматических категорий.