Людмила Панченко
Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков языкового анализа и синтеза
у старших дошкольников с речевыми нарушениями.
Панченко Л. А., учитель-логопед
МБ ДОУ «Детский сад №158» г. Новокузнецк, Кемеровская область
Языковой анализ и синтез предполагает : фонематический анализ и синтез; слоговой анализ и синтез; анализ и синтез структуры предложения.
Публикация «Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Несформированные навыки различных форм языкового анализа и синтеза у детей с речевыми нарушениями неизбежно приводят к специфическим ошибкам на письме и при чтении, и, как следствие, к школьной неуспеваемости. Наиболее распространенной формой дислексии является фонематическая, среди дисграфических ошибок часто встречаются искажения звукослоговой структуры слова и нарушения структуры предложения.
В настоящее время имеются как научные исследования фонематического развития Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, П. Я. Гальперина, так и практический материал по отдельным аспектам формирования фонематических процессов Р. И. Лалаевой, Л. В. Лопатиной, Т. А. Ткаченко, А. К. Марковой.
По нейропсихолингвистическим данным дошкольники с нормальным речевым развитием проявляют врожденную, генетически заложенную готовность к звуковому анализу. При обследовании дошкольников с фонематическими нарушениями (ОНР, ФФН) выявляется неготовность детей данной категории к усвоению звукового анализа.
Основой для развития функции фонематического анализа является достаточно развитый фонематический слух, по Д. Б. Эльконину — естественный звуковой анализ, к которому относятся элементарные операции: распознавание и дифференциация речевых звуков, представленных фонемами родного языка. В свою очередь фонематический анализ совершенствует умение различать звуки: чем точнее представляет ребенок звуковую структуру слова, место каждого звука в нем, тем четче определяет его характер, правильно различает звуки речи.
Ориентировка в звуковой стороне слова, выполнение операций фонематического анализа также закрепляют навыки правильного звукопроизношения.
Упражнения по звуковому анализу, синтезу, фонематическим представлениям помогают полнее воспринимать и различать окончание слов, суффиксы, приставки, предлоги. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, звуковая форма слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии,» - подчеркивал Д. Б. Эльконин.
Профессор Р. Е. Левина назвала звуковой анализ «узловым образованием, ключевым моментом» в коррекции речевого недоразвития. Таким образом, работа по развитию функции фонематического анализа имеет важное значение для преодоления речевых нарушений (ОНР и ФФН).
Исходя из актуальности проблемы, учитывая особую необходимость подготовки дошкольников с нарушением речи к обучению в школе, мы создали систему работы по формированию навыков языкового анализа, синтеза у старших дошкольников с речевыми нарушениями (ОНР, ФФН). Предлагаемая система работы создана на основе обобщения и систематизации имеющихся научных исследований и практического опыта работы.
Цель коррекционной работы:
формирование навыков языкового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с речевыми нарушениями – ОНР, ФФН, как базы для овладения грамотой и предупреждение дислексии, дисграфии.
Задачи коррекционной работы:
1) формирование четких и устойчивых представлений о фонематических признаках звуков речи : гласных, согласных, твердых, мягких, звонких, глухих;
2) формирование навыков звукового анализа, синтеза, фонематических представлений;
3) формирование навыков слогового анализа и синтеза;
4) формирование навыков анализа и синтеза структуры предложения.
Для поэтапного обучения дошкольников фонематическому анализу в качестве методологической основы взята методика Д. Б. Эльконина.
I этап: знакомство с фонетической системой языка.
II этап: знакомство с гласными фонемами.
III этап: знакомство с согласными фонемами, с их противопоставлениями по твердости - мягкости, звонкости – глухости.
IV этап: трансформация звуковой оболочки слова путём добавления или изменения гласного или согласного звука.
В процессе обучения операциям звукового анализа учитывается различная сложность форм фонематического анализа и последовательность овладения ими в онтогенезе. Используется последовательность форм звукового анализа, предложенная Р. И. Лалаевой.
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.
2. Вычленение первого и последнего звука в слове:
а) первого ударного гласного; б) первого согласного;
в) последнего согласного; г) последнего гласного.
3. Определение позиции звука в слове: начало, середина, конец слова.
4. Определение количества и линейной последовательности звука в слове.
5. Определение места звука по отношении к другим звукам слова.
В процессе формирования навыков фонематического анализа учитывается усложнение не только форм анализа, но и речевого материала.
Для знакомства старших дошкольников со звуками, с целью формирования четких и устойчивых представлений об их фонетических и фонематических признаках, используется последовательность, основанная на формировании звукопроизношения в онтогенезе. Последовательность предъявления речевого материала для формирования операций фонематического анализа соответствует методическим рекомендациям Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».
1. Односложные слова без стечения согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого) : ус, на, дом.
2. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, лапа.
3. Односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол.
4. Односложные слова со стечением согласных в конце слова; волк.
5. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: кошка.
6. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова: стакан.
7. Трехсложные слова: панама, капуста.
Опережающий навык звукового анализа по отношению к овладению элементами грамоты сохраняется на протяжении всего период коррекционного обучения.
Отдельный этап — работа по формированию навыков слогового анализа и синтеза. Значимость слогового анализа обусловлена, прежде всего, тем, что он способствует овладению звуковым анализом и усвоению чтения по слогам. В основу определения последовательности звукослогового материала для формирования навыков слогового анализа и синтеза положена классификация А. К. Марковой, которая выделила 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
1. Двусложные слова из открытых слогов (ива, мама).
2. Трехсложные слова из открытых слогов (малина).
3. Односложные слова (мак).
4. Двусложные слова с закрытым слогом (диван).
5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка).
6. Двусложные слова из закрытых слогов (зонтик).
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (телефон).
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната).
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двусложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка).
14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха).
Завершает систему работы по формированию навыков языкового анализа этап формирования анализа и синтеза структуры предложения. При работе в данном направлении формируются следующие умения :
1. Определять границы предложения.
2. Определять количество, последовательность и место слов в предложении.
3. Строить схему предложения.
4. Синтезировать предложения по предложенной схеме.
Данная система работы апробирована и используется нами в течение семи лет. Анализ результатов мониторинга фонематического развития дошкольников доказывает эффективность нашей работы в данном направлении. Предложенная система работы по формированию навыков языкового анализа и синтеза является специальной подготовкой к обучению грамоте детей с нарушениями речи и имеет исключительное значение для предупреждения возникновения дисграфии и дислексии.
Список литературы
1. Винарская, Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. Язык и человек. - М. : Изд-во МГУ. 1970. – С. 55-62.
2. Гвоздев, А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПб. : Акцидент. 1995. – С. 60 - 64.
3. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ. 2003 – С. 70-83.
4. Журова, Л. Е., Эльконин, Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение. 1963. - С. 213-227.
5. Филичёва, Т. Б., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М. 1999.