МААМ-картинки

Использование современных инноваций в коррекции дизартрических расстройств у детей с тяжелыми нарушениями речи

Наталья Хромова
Использование современных инноваций в коррекции дизартрических расстройств у детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Внедрение инноваций в деятельность педагогов обусловлено переходом Российского образования на позиции личностно-ориентированной педагогики, предполагающей –не ограничиваться формированием программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать особые индивидуальные особенности ребенка.

Современные авторы по-разному трактуют данное понятие приминительно к образовательной сфере. Одни определяют его как новый метод или прием, другие как описание процесса достижения результата. Но в любом случае, инновации в логопедической практике не меняют базисную организацию коррекционного воздействия, а лишь локально изменяют методический состав.

Публикация «Использование современных инноваций в коррекции дизартрических расстройств у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Инновационный технологии -

• – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие,

• - новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструмен-ты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,

• - новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,

• - новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фо-на, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных пси-хических функций.

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие по-вышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся ко-нечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

• Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

• Основным критерием «инновационности» технологии является повыше-ние эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

К инновационным технологиям относят :

арт - терапевтические технологии;

современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

современные технологии сенсорного воспитания;

• телесноориентированные техники;

«Су – Джок» – терапия;

• криотерапия;

• информационные технологии.

Инновация в логопедии всегда связана с необходимостью решить ту или иную коррекционную задачу - например, в области устранения дизартрии и развития саморегуляции детей.

Каждый год сложные сочетанные дефекты у детей с тяжелыми нарушениями речи ставят перед логопедом новые задачи. Несколько лет назад основной проблемой в коррекции звукопроизносительных навыков были различные дизартрические растройства, тяжелые формы парезов языка, гипер- или гипотонус органов артикуляционного аппарата. В настоящее время эти состояния усложнились повсеместным нарушением саморегуляции у детей и как следствие – их неспособностью удержать, автоматизировать и самостоятельно ввести в речь уже поставленные звуки.

Я вижу это на примере своей группы первого года работы. В группе 14 детей, из них 3 ребенка с диагнозом ОНР 2 ур. реч. разв., 1 ребенок – с 1 ур. реч. разв., 4 полноценных дизартрика и 8 детей страдают нарушением саморегуляции, повышенной истощаемостью и утомляемостью.

Одна из наиболее удобных и действенных инновационных методик – вестибулярные пластины Хайнц (Хинц) – для массажа языка и коррекции звукопроизношения

Вестибулярные пластинки помогают:

- норамлизовать носовое дыхание

- стимулировать круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ

- исправлять инфантильное глотание

- исправлять недоразвитие нижней челюсти

- тренировать мышцы, участвующие в жевании и артикуляции

- эффективно корректировать дефекты речи

Такие вестибулярные пластины можно успешно применять при дизартрии (особенно в случае пареза артикуляционных мышц, сложностях с поднятием и удержанием языка в верхнем зазубном положении. Поместив пластину в рот, ребенок инстинктивно начинает катать языком бусину по

твердому небу, стимулируя таким образом тонус язычной мышцы.

Григоренко, Цыбульский «Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции Книголюб,

Одна из сложнейших задач при коррекции дизартрических растройств –восстановление нарушенных связей между зонами восприятия и воспроизводства речи и как следствие – устранение спастичности и недостаточности речедвигательных центров. Своеобразное протезирование речевого круга между центром Брока и центром Вернике обеспечивает дейчтвенная технология «Дизартрия. NET», которую разработал коллектив специалистов Инститтута информационных технлологий в образовании ЮНЕСКО под руководством Б. Я. Коцика и Н. Г. Токаревой.

Это компьютерная программа-тренажер, с помощью которого стабилизируется работа речедвигательных центров, увеличивается продолжительность выдоха в 2-3- раза, формируется правильное физиологическое дыхание, устраняются разрыва речи, устраняя «рваную» речь, характерную при дизартрии.

В процессе работы с тренажером произношение становится плавным, поскольку собственная, но уже исправленная речь пациента возвращается к нему через наушники, воспринимается, а затем анализируется ассоциативными центрами правильно. Это приводит к нормализации работы поврежденного при дизартрии центра Брокка и синхронизации работы всех речевых мозговых центров.

В настоящее время уже первый этап постановки звука затрудняется из - за низкой способности ребенка концентрироваться, понять и выполнить словесную инструкцию. Ребенку бывает трудно даже посмотреть на себя в зеркало и удержать внимание на несколько секунд.

Данная проблема часто обсуждается на выездных и веб семинарах специалистов московского центра «Логопед плюс», которые, основываясь на своем опыте, советуют каждый этап логопедической работы дополнять различными непроиззвольными действиями. То есть даже элементы логопедической гимнастики с самых первых занятий усложняются различными двигательными задачами – встать, попрыгать, присесть и т. д. Необходимость удержать сразу несколько (интересных ребенку) задач постепенно расширяет его возможности к концентрации и саморегуляции.

Мой личный опыт показывает: если первые же занятия по развитию артикуляционной моторики дополнять движением и музыкой (которая снимает напряжение, но позволяет мягко увеличивать нагрузки, эффект от занятий значительно увеличивается. При этом весь музыкальный материал должен звучать в ритме 60 ударов в секунду (это, например, все известные детские песенки).

Отдельная группа детей – это дети с гиперактивностью или аутичным спектром поведения, при котором внешнее внимание ребенка очень кратковременно и неустойчиво.

В этом случае музыкальная основа упражнений для уточнения и закрепления уже поставленного звука позволяет удержать, сконцентрировать внимание ребенка. Очень результативно использовать в виде музыкальной основы любимую ребенком детскую песню, заменяя ее слова слогами и звуками, которые автоматизируются в данный момент.

Работая в тесной связи с музыкальным руководителем, мы пытаемся оречевлять самые различные музыкальные и двигательные упражнения. Это не логоритмика в чистом виде. Это один из множества вариантов соединить движение, музыку и речь с целью ассоциировать, уточнить, закрепить и в результате - полюбить сложный звук.

Рзнообразные речедвигательные игры мы разрабатываем на основе набора «Твистер».

С его помощью можно постепенно усложнять речевую задачу, дополняя ее различными упражнениями на развитие мелкой и крупной моторики, приучать ребенка к вниманию и контролю

Чем шире будет опора на различные анализаторы (речедвигательный кинестетический, зрительный, слуховой) тем быстрее решится учебная задача (в том числе и звукопроизносительная). Уникальный вариантов учебной игры на одновременное развитие фантазии, воображения, тактильной чувствительности, мелкой моторики, навыков изодеятельности и речи - это работа с песочным планшетом.

• Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует:

• • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• • обогащению словарного запаса;

• • развитию связной речи;

• • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

• развитию фантазии и образного мышления

Публикации по теме:

Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» Одним из основных.

Комплексно-тематическое планирование в младшей группе у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) по Н. В. Нищевой № Месяц Лексическая тема Задачи Форма проведения Методическое оснащение и дидактческий материал Литература (Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых.

Конспект открытого логопедического занятия для родителей «Что мы слышим?» (для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет)Конспект открытого логопедического занятия для родителей «Что мы слышим?» (для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет) .

Конспект занятия по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси.

Нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи Одним из наиболее сложных чувств, содержанием которого является любовь к отчизне и гордость за ее достижения и культуру, является патриотизм.

Применение наглядного моделирования на логопедических занятиях в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи Проблема развития речи является одной из актуальных в современной методике развития речи и коррекционной педагогике. Значительные трудности.

Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности. Демина А. А. Фролова Н. Н.

Сценарий постановки сказки «Дюймовочка» в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Ведущий: Я расскажу вам одну удивительную историю, которую поведала мне моя знакомая ласточка. Слушайте. "Жила-была на свете одна женщина,.

Игры и упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи В связи с вступлением в силу нового Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» и в соответствии с ФГОС появилась необходимость.

Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чук и его щенок» Цель: 1) Закрепить навыки правильного произношения звуков (ч – щ) изолированно, в слогах, словах, предложениях, фразовой речи. 2) Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных инноваций в коррекции дизартрических расстройств у детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 25 ноября 2016 в 11:13
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных инноваций в коррекции дизартрических расстройств у детей с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Хромова (УИ 793019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД