Наталья Хромова
Использование современных инноваций в коррекции дизартрических расстройств у детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение инноваций в деятельность педагогов обусловлено переходом Российского образования на позиции личностно-ориентированной педагогики, предполагающей –не ограничиваться формированием программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать особые индивидуальные особенности ребенка.
Современные авторы по-разному трактуют данное понятие приминительно к образовательной сфере. Одни определяют его как новый метод или прием, другие как описание процесса достижения результата. Но в любом случае, инновации в логопедической практике не меняют базисную организацию коррекционного воздействия, а лишь локально изменяют методический состав.
Публикация «Использование современных инноваций в коррекции дизартрических расстройств у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
Инновационный технологии -
• – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие,
• - новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструмен-ты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,
• - новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,
• - новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фо-на, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных пси-хических функций.
• Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие по-вышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся ко-нечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
• Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
• Основным критерием «инновационности» технологии является повыше-ние эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
К инновационным технологиям относят :
арт - терапевтические технологии;
• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
• современные технологии сенсорного воспитания;
• телесноориентированные техники;
• «Су – Джок» – терапия;
• криотерапия;
• информационные технологии.
Инновация в логопедии всегда связана с необходимостью решить ту или иную коррекционную задачу - например, в области устранения дизартрии и развития саморегуляции детей.
Каждый год сложные сочетанные дефекты у детей с тяжелыми нарушениями речи ставят перед логопедом новые задачи. Несколько лет назад основной проблемой в коррекции звукопроизносительных навыков были различные дизартрические растройства, тяжелые формы парезов языка, гипер- или гипотонус органов артикуляционного аппарата. В настоящее время эти состояния усложнились повсеместным нарушением саморегуляции у детей и как следствие – их неспособностью удержать, автоматизировать и самостоятельно ввести в речь уже поставленные звуки.
Я вижу это на примере своей группы первого года работы. В группе 14 детей, из них 3 ребенка с диагнозом ОНР 2 ур. реч. разв., 1 ребенок – с 1 ур. реч. разв., 4 полноценных дизартрика и 8 детей страдают нарушением саморегуляции, повышенной истощаемостью и утомляемостью.
Одна из наиболее удобных и действенных инновационных методик – вестибулярные пластины Хайнц (Хинц) – для массажа языка и коррекции звукопроизношения
Вестибулярные пластинки помогают:
- норамлизовать носовое дыхание
- стимулировать круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ
- исправлять инфантильное глотание
- исправлять недоразвитие нижней челюсти
- тренировать мышцы, участвующие в жевании и артикуляции
- эффективно корректировать дефекты речи
Такие вестибулярные пластины можно успешно применять при дизартрии (особенно в случае пареза артикуляционных мышц, сложностях с поднятием и удержанием языка в верхнем зазубном положении. Поместив пластину в рот, ребенок инстинктивно начинает катать языком бусину по
твердому небу, стимулируя таким образом тонус язычной мышцы.
Григоренко, Цыбульский «Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции Книголюб,
Одна из сложнейших задач при коррекции дизартрических растройств –восстановление нарушенных связей между зонами восприятия и воспроизводства речи и как следствие – устранение спастичности и недостаточности речедвигательных центров. Своеобразное протезирование речевого круга между центром Брока и центром Вернике обеспечивает дейчтвенная технология «Дизартрия. NET», которую разработал коллектив специалистов Инститтута информационных технлологий в образовании ЮНЕСКО под руководством Б. Я. Коцика и Н. Г. Токаревой.
Это компьютерная программа-тренажер, с помощью которого стабилизируется работа речедвигательных центров, увеличивается продолжительность выдоха в 2-3- раза, формируется правильное физиологическое дыхание, устраняются разрыва речи, устраняя «рваную» речь, характерную при дизартрии.
В процессе работы с тренажером произношение становится плавным, поскольку собственная, но уже исправленная речь пациента возвращается к нему через наушники, воспринимается, а затем анализируется ассоциативными центрами правильно. Это приводит к нормализации работы поврежденного при дизартрии центра Брокка и синхронизации работы всех речевых мозговых центров.
В настоящее время уже первый этап постановки звука затрудняется из - за низкой способности ребенка концентрироваться, понять и выполнить словесную инструкцию. Ребенку бывает трудно даже посмотреть на себя в зеркало и удержать внимание на несколько секунд.
Данная проблема часто обсуждается на выездных и веб семинарах специалистов московского центра «Логопед плюс», которые, основываясь на своем опыте, советуют каждый этап логопедической работы дополнять различными непроиззвольными действиями. То есть даже элементы логопедической гимнастики с самых первых занятий усложняются различными двигательными задачами – встать, попрыгать, присесть и т. д. Необходимость удержать сразу несколько (интересных ребенку) задач постепенно расширяет его возможности к концентрации и саморегуляции.
Мой личный опыт показывает: если первые же занятия по развитию артикуляционной моторики дополнять движением и музыкой (которая снимает напряжение, но позволяет мягко увеличивать нагрузки, эффект от занятий значительно увеличивается. При этом весь музыкальный материал должен звучать в ритме 60 ударов в секунду (это, например, все известные детские песенки).
Отдельная группа детей – это дети с гиперактивностью или аутичным спектром поведения, при котором внешнее внимание ребенка очень кратковременно и неустойчиво.
В этом случае музыкальная основа упражнений для уточнения и закрепления уже поставленного звука позволяет удержать, сконцентрировать внимание ребенка. Очень результативно использовать в виде музыкальной основы любимую ребенком детскую песню, заменяя ее слова слогами и звуками, которые автоматизируются в данный момент.
Работая в тесной связи с музыкальным руководителем, мы пытаемся оречевлять самые различные музыкальные и двигательные упражнения. Это не логоритмика в чистом виде. Это один из множества вариантов соединить движение, музыку и речь с целью ассоциировать, уточнить, закрепить и в результате - полюбить сложный звук.
Рзнообразные речедвигательные игры мы разрабатываем на основе набора «Твистер».
С его помощью можно постепенно усложнять речевую задачу, дополняя ее различными упражнениями на развитие мелкой и крупной моторики, приучать ребенка к вниманию и контролю
Чем шире будет опора на различные анализаторы (речедвигательный кинестетический, зрительный, слуховой) тем быстрее решится учебная задача (в том числе и звукопроизносительная). Уникальный вариантов учебной игры на одновременное развитие фантазии, воображения, тактильной чувствительности, мелкой моторики, навыков изодеятельности и речи - это работа с песочным планшетом.
• Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
• Песочная терапия способствует:
• • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
• • обогащению словарного запаса;
• • развитию связной речи;
• • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
• развитию фантазии и образного мышления