Евгения Егоркина
Игры и упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с вступлением в силу нового Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» и в соответствии с ФГОС появилась необходимость усложнения и дополнения коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, такие как общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия. Кроме нарушения фонетико-фонематической стороны речи, лексики и грамматического строя, очень часто встречается искажение слоговой структуры слова, то есть искажение взаиморасположения и связи слогов в словах, которое удерживается в речи дошкольников дольше недостатков произношения отдельных звуков.
Публикация «Игры и упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Слог. Слоговая структура речи
- Слоги. Игры со слогами
- Темочки
Формирование правильной четкой речи имеет огромное значение для становления полноценной личности ребенка, овладения грамотой и дальнейшего обучения в школе.
Этим определяется актуальность работы по исправлению слоговой структуры слова.
Для становления в речи слоговой структуры слова является значимым такой неречевой процесс, как темпо-ритмическая организация движений и действий. Использование на каждом индивидуальном, подгрупповом и фронтальном занятиях игр и упражнений на развитие чувства ритма и темпа формирует у детей умения произносить слоги, слова и предложения и координирует речь с движением.
Разработанная система заданий по исправлению слоговой структуры слова, используемых, как элемент каждого занятия, определяет новизну данной коррекционной работы.
Игры и упражнения объединены в 3 блока.
I БЛОК Упражнения на развитие возможностей восприятия лексических единиц
II БЛОК Упражнения на развитие умения проговаривать изолированные лексические единицы (звука, слога, слова)
III БЛОК Упражнения на развитие навыка произношения словосочетаний и предложений с использованием слов различной слоговой структуры
I БЛОК включает целый цикл следующих упражнений и игр.
1. Упражнения на соотнесение и различение силы звучания языковой единицы; длины языковой единицы.
2. Упражнения на соотнесение и анализ последовательностей языковых единиц по количественному составу, порядку их следования, темпу и ритму.
3. Упражнения на определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух.
4. Упражнения на угадывание нормативного слова.
Например, игра на соотнесение и различение звучания языковой единицы – «Будильники – снежинки» : произносятся слова громким и тихим голосом, а дети поднимают соответствующие картинки (громко – Будильник, тихо – Снежинка).
II БЛОК состоит из следующих видов игр и упражнений.
1. Упражнения на воспроизведение предлагаемых образцов языковых единиц (повторение за педагогом, называние слов по картинкам).
2. Упражнения на воспроизведение заданного количества языковых единиц (с учетом порядка их следования, темпа ритма).
3. Упражнения на проговаривание конечного и начального элемента слова с опорой на предметные картинки и без них.
4. Упражнения с использованием слоговых трансформаций в слове.
Например, игра на воспроизведение предлагаемых образцов языковых единиц – «Назови картинку» : произносятся слова определенной слоговой структуры.
III БЛОК содержит следующие игры и упражнения.
1. Упражнения по произнесению серий языковых единиц и оценка правильности на основе слухового восприятия и зрительно (схемы).
2. Упражнения по составлению и проговариванию заданного словосочетания, осложненные заданиями на развитие грамматического строя речи.
3. Упражнения на проговаривание отельных фраз в стихотворных строках, целых стихов.
4. Упражнения на проговаривание предложений, осложненные хлопками, шлепками, шагами и т. д.
Например, упражнение по произнесению серий языковых единиц и оценка правильности на основе слухового восприятия и зрительно (схемы). – «Подбери картинку» : произносятся слова определенной слоговой структуры, определяется количество слогов в слове и подбирается соответствующая схеме картинка.
Для выявления результатов эффективности работы по исправлению слоговой структуры слова у детей было предложено такое задание как проговаривание слов I - XIV типов слоговой структуры по картинкам. На каждый тип слоговой структуры было подобрано 6 картинок с изображением предметов. Проанализировав полученные результаты на начало и конец учебного года можно сделать вывод, что предложенная коррекционная работа способствует повышению произношения сложных по слоговому составу слов, что в свою очередь способствует улучшению произношения в целом. Произношение у детей, с которыми проводилась работа, улучшилось на 87%.
Таким образом, использование игр и упражнений по исправлению слоговой структуры слова, включаемых в каждое занятие, как его элемент, способствует выработке у детей устойчивых высоких произносительных умений и стабильный результат при оптимальной затрате сил и времени в процессе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.