Людмила Михеева
Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации.
Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Важно помнить, что нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.
Причинами нарушения произношения могут быть:
Публикация «Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения). Чтобы проверить, не это ли является причиной Ваших проблем, расскажите ребенку «Сказку о веселом Язычке» и понаблюдайте за тем, как он будет выполнять упражнения.
• Нарушение речи иногда может возникнуть из-за подражания неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников.
• Недостаточное развитие фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух очень тонкие различия между звуками русского языка, например, между с и ц, р и л. Как проверить состояние фонематического слуха у ребенка? Поиграйте с ним в игру, которая называется «Эхо».
Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:
• Развитие моторики речевого аппарата (параллельно с развитием артикуляционной моторики и переключаемости органов артикуляции ведется работа над формированием речевого дыхания и постановкой голоса, развитием внимания, пространственного и фонематического восприятия);
• Отработка правильного произношения звуков (большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций)
• Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке (закрепление поставленного звука в слогах и словах сочетается с развитием познавательных процессов : восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза).
• Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным
причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят
месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок
привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе
1
коррекционной работы.
Самый трудный и длительный этап – автоматизация звуков. Как правило, быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести эти «здоровые» звуки в повседневную речь детей, особенно если отсутствует контроль со стороны специалистов, родителей и воспитателей. Достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи. К автоматизации изолированных звуков нужно приступать тогда, когда ребенок продолжительно произносит звуки правильно и четко.
Последовательная смена серии слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата, способствует выработке правильных артикуляционных укладов. На слоговом материале можно одновременно развивать фонематический слух, чувство ритма, внимание и слуховую память, формировать умение выражать эмоции мимикой. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев способствует развитию мелкой моторики.
Автоматизацию звука в словах -следует проводить с обогащением словаря и усвоением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения. Развитию навыка словообразования способствуют задания: «Скажи ласково», «Придумай новое слово». Следует как можно чаще включать в занятия и другие части речи – прилагательные, наречия, глаголы.
Автоматизация звука в словосочетаниях, являющихся базой для составления предложения, – сложное языковое явление. На этом этапе отрабатываются следующие задания: подбор предметов к действиям, подбор действий к предметам, согласование существительного с прилагательным и числительным или местоимением; местоимений с существительными.
Автоматизация звука в предложениях – стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи. Работу необходимо сочетать с введением в речь разных типов предложений, постепенно усложняя для овладения детьми предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых и сложных предложений.
Автоматизация звука в чистоговорках – закрепление звука в рифмованной речи, формирование навыка правильного употребления падежных окончаний; развитие воображения, просодических компонентов речи, чувство ритма.
Автоматизация звука в загадках и стихотворениях – развитие просодических компонентов речи и формирование правильного дыхания.
2
При заучивании стихотворений желательно присутствие диалогов. Можно совмещать эту работу с заданиями на звукослоговой анализ и синтез, выделение слов с заданным звуком, подбор рифм, самостоятельное придумывание стихов, отгадывание ребусов и кроссвордов.
Автоматизация звука в самостоятельной речи – обучение пересказу рассказа и рассказыванию, способствующих развитию воображения и творческих способностей дошкольника.
Самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе.
Практический опыт работы с детьми показывает, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, создание проблемной ситуации с опорой на жизненный опыт дошкольника, позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные возможности детей. Такая легкость образования речевых рефлексов в игре обусловлена эмоциональностью ребенка. Перед каждой игрой полезно указывать на ее цель.
Игра занимает большое место при автоматизации звуков, требующей много повторений, утомляющих детей. Во избежание этого игры следует разнообразить.
При проведении дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели. Игры полезны лишь тогда, когда доставляют радость, удовольствие. Для индивидуальных и подгрупповых занятий игровые комплексы по автоматизации и постановке свистящих, шипящих, соноров и аффрикат:
• - для свистящих «У нас в гостях Свистелочка»;
• - шипящих «Жужжалочка и Шипелочка»;
• - соноров: (Л) – (Ль) «Приключения Л»;
(Р) – (Рь) «День рождения Р»;
• - аффрикат: (Ч) «Чаепитие на даче у Ч»;
• - (Ц) «Птичий двор».
В основе каждого из них лежит активная игровая деятельность ребенка. Все комплексы имеют определенный «сказочный», «игровой» сюжет, который облегчает ребенку процесс ежедневной работы по автоматизации звуков. Чтобы он прошел успешнее, игровые комплексы связаны с этапом постановки звуков, т. е. «сказочный» сюжет развивается именно на этом этапе. Такая единая система работы позволяет быстрее автоматизировать звук. Каждый комплекс построен с учетом основных этапов автоматизации звука (сначала в слогах, потом в словах, словосочетаниях, предложениях и в
3
речи).
Игровые комплексы максимально насыщены изучаемым звуком. Материал для закрепления правильного произношения звука подобран таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложение и связную речь, расширял кругозор, развивал фонематический слух, чувство ритма и рифмы. Занимательно-игровой характер речевых упражнений в игровых комплексах повышает речевую мотивацию детей, позволяет в процессе автоматизации звуков развивать навык фонематического анализа и синтеза, укрепляет психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление, воспитывает интерес, уважение и любовь к русскому языку. В игровых комплексах используется большое разнообразие речевых упражнений: слоговые цепочки; ряды слов, близких по звучанию; чистоговорки; словосочетания и предложения, максимально насыщенные звуком; звучалки; считалки; рифмованные миниатюры; скороговорки; потешки; рассказы; дидактические речевые игры; коррекционно-развивающие упражнения.