Приложение МААМ

Обогащение и активизация словаря дошкольников с нарушениями речи в игре

Наталья Власенко
Обогащение и активизация словаря дошкольников с нарушениями речи в игре
▼ Скачать + Заказать документы

Обогащение и активизация словаря дошкольников с нарушениями речи в игре

Подготовила

воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детского сада № 411

г. Новосибирска

Власенко Наталья Павловна

Основные задачи развития речи детей дошкольного возраста – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения.

Публикация «Обогащение и активизация словаря дошкольников с нарушениями речи в игре» размещена в разделах

Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Педагог расширяет словарь детей, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в какой-либо деятельности предметы, действия, движения, развивает связную речь. В развитии связной речи аккумулируются достижения словарной и грамматической работы, активизируются словарь, способы словоизменения, синтаксических конструкций. Статистика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи. Мои воспитанники - дети с особыми образовательными потребностями. У них отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Словарь отстаёт от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Всё это ограничивает речевое общение детей.

В ДОУ составлено тематическое планирование по лексическим темам, которое рассчитано на период пребывания ребенка в группе для детей с нарушениями речи – на два года. При реализации данного планирования используются игровые формы организации работы. Для детей это игра, а для взрослого – способ обучения, передачи детям знаний, умений, навыков, их закрепления.

У детей с нарушениями речи преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово.

Учитывая индивидуальные особенности детей, в группе организую центры по развитию речи : театрализованный уголок, центры сюжетно-ролевых игр, центр дидактических и речевых игр. Для мотивации детей к деятельности использую проблемные ситуации, включая сказочных персонажей, сюрпризные моменты. Вопросы проблемного момента, на установление связей в природных и социальных явлениях, схемы – модели, дидактические и печатные игры – всё это позволяет расширять и активизировать словарный запас детей, добиться употребления его в активной речи.

В образовательном процессе использую различные технические средства, такие как мультимедийная установка, компьютер, теле и видеоаппаратуру, музыкальный центр, это позволяет реализовывать задуманное в благоприятной, эмоционально окрашенной атмосфере.

В течение дня использую различные дидактические игры для расширения и активизации словарного запаса («Не ошибись», в ходе которой дети собирают предметы одинакового качества и рассказывают о их свойствах, «Похож - не похож», «Магазин игрушек», уметь хорошо и точно рассказывать о игрушке). Они позволяют формировать у детей с нарушениями речи не только связную речь, но и умение устанавливать причинно – следственные связи, овладевать операциями анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения.

Кроме того, использую игры с мячом в кругу. Я называю слово и бросаю мяч ребёнку, ребёнок называет слово с близким значением и возвращает мяч. Стимулирую речь детей, называя словосочетание со словами, имеющими переносные значения: золотая голова, золотые руки, золотая осень, а дети их толкование и многими другими играми.

Для обогащения словаря детей с нарушениями речи полезно и рисование. В игре «Запомни и нарисуй» дети рисуют предметы, обозначаемые многозначными словами : ручка для письма, ручка у куклы, ручка у кастрюли и другие. Использую приём парного взаимодействия, когда задание дети выполняют парами, рисуют на одном листе бумаги, одним набором карандашей, договариваются, чтобы предметы не повторялись. Прием игры парами использую и в речевых играх, например «Угадай на ощупь», когда один ребенок ощупывает предмет, а другой задает ему вопросы: «На что это похоже? Зачем он нужен? Какой звук слышится в названии?» и др. Для уточнения значений слов работаю над обобщающими наименованиями: овощи, фрукты, посуда, мебель, транспорт и другие. Дети знакомятся с понятием живой - неживой предмет и используют это знание в играх типа «Отгадай предмет», «Да-нетка». Сначала я, а затем кто-то из детей загадывает предмет, остальные дети его отгадывают, задавая вопросы. Вопросы надо задавать так, чтобы ответить можно было только «да» или «нет». Это живой предмет? Это овощ? Это дерево? У него есть иголки?

Всё это позволяет разнообразить материал и не допускать заучивания его детьми с нарушениями речи.

Ребенок в игре накапливает значительный опыт. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность, и развивать их речь.

Мы знаем, какую большую роль в развитии языка детей играют взрослые. Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Поэтому проявляю интерес к самому процессу игры, даю детям новые, связанные с новыми ситуациями слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влияю на обогащение их словаря, развиваю связную речь, расширяю их кругозор. Наблюдая вместе с детьми за окружающей средой, содействую тому, чтобы реальная жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в речи, своих положительных сторон.

Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры детей с нарушениями речи организую следующим образом:

1. Выбираю место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

2. Продумываю подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно слежу за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

3. Наблюдая за играющими детьми, содействую отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

4. Содействую тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию их речи. Рекомендую включать в игру малышей и старших детей одновременно (если есть такая возможность).

5. Проявляю интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, участвуя в игре, взаимодействую с детьми и упражняю их язык.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин.

Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью. Такие игры постоянно контролирую, так как в них обогащается и активизируется словарь детей с нарушениями речи.

Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка предлагаю всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение.

Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, предписывающий разные игровые действия («Отгадай, чей голосок», «Ровным кругом», «Волшебное зеркало» и др.)

Вначале, предлагая новую игру, сама четко и выразительно прочитываю относящийся к ней текст. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст, тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще.

Все это позволяет качественно обогатить и активизировать словарный запас дошкольников с нарушениями речи, совершенствовать речевое общение друг с другом, высказывать свои мысли, произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности.

Публикации по теме:

«Игры на тарелке» (советы для родителей дошкольников с нарушениями речи) Когда идет речь о помощи детям с различными речевыми нарушениями, родители представляют себе серьезные занятия с логопедом. И не все осознают,.

Активизация речи дошкольников посредством игровой деятельности Корносенко Наталья Александровна,МАДОУ №26 д. с Улыбка г Железнодорожный Московская область В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться.

Доклад по самообразованию «Активизация словаря детей второй группы раннего возраста» В настоящее время в системе дошкольного воспитания одним из главных приоритетов является воспитание и развитие ребенка раннего возраста,.

Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Панченко Л. А., учитель-логопед МБ ДОУ «Детский.

Формирование словаря и связной монологической речи у учащихся с сочетанными нарушениями посредством рисунков-символов Говоря об актуальности данной темы, необходимо сказать о том, что образная, с дополнениями и описаниями речь для детей с сочетанными нарушениями.

Консультация «Обогащение нравственно-ценного словаря дошкольников» КОНСУЛЬТАЦИЯ «Обогащение нравственно – ценного словаря дошкольного» Учитель – логопед: Анисимова Т. В. Обучение дошкольников.

План самообразования воспитателя младшей группы на тему: «Активизация словаря детей 3–4 лет» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 11 города Кинеля городского.

Семинар-практикум «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность детей» Семинар-практикум логопеда и педагога-психолога для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая.

Система работы по социализации старших дошкольников с нарушениями речи в условиях логопункта Одно из основных направлений Федерального государственного образовательного стандарта является повышение социального статуса дошкольника,.

Развитие речи и активизация словаря детей младшей группы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мокрушенский детский сад» План работы по самообразованию на 2015 —.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение и активизация словаря дошкольников с нарушениями речи в игре
Опубликовано: 25 октября 2016 в 16:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение и активизация словаря дошкольников с нарушениями речи в игре» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Власенко (УИ 788428) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД