Наталья Власенко
Обогащение и активизация словаря дошкольников с нарушениями речи в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Обогащение и активизация словаря дошкольников с нарушениями речи в игре
Подготовила
воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детского сада № 411
г. Новосибирска
Власенко Наталья Павловна
Основные задачи развития речи детей дошкольного возраста – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения.
Публикация «Обогащение и активизация словаря дошкольников с нарушениями речи в игре» размещена в разделах
Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Педагог расширяет словарь детей, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в какой-либо деятельности предметы, действия, движения, развивает связную речь. В развитии связной речи аккумулируются достижения словарной и грамматической работы, активизируются словарь, способы словоизменения, синтаксических конструкций. Статистика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи. Мои воспитанники - дети с особыми образовательными потребностями. У них отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Словарь отстаёт от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Всё это ограничивает речевое общение детей.
В ДОУ составлено тематическое планирование по лексическим темам, которое рассчитано на период пребывания ребенка в группе для детей с нарушениями речи – на два года. При реализации данного планирования используются игровые формы организации работы. Для детей это игра, а для взрослого – способ обучения, передачи детям знаний, умений, навыков, их закрепления.
У детей с нарушениями речи преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово.
Учитывая индивидуальные особенности детей, в группе организую центры по развитию речи : театрализованный уголок, центры сюжетно-ролевых игр, центр дидактических и речевых игр. Для мотивации детей к деятельности использую проблемные ситуации, включая сказочных персонажей, сюрпризные моменты. Вопросы проблемного момента, на установление связей в природных и социальных явлениях, схемы – модели, дидактические и печатные игры – всё это позволяет расширять и активизировать словарный запас детей, добиться употребления его в активной речи.
В образовательном процессе использую различные технические средства, такие как мультимедийная установка, компьютер, теле и видеоаппаратуру, музыкальный центр, это позволяет реализовывать задуманное в благоприятной, эмоционально окрашенной атмосфере.
В течение дня использую различные дидактические игры для расширения и активизации словарного запаса («Не ошибись», в ходе которой дети собирают предметы одинакового качества и рассказывают о их свойствах, «Похож - не похож», «Магазин игрушек», уметь хорошо и точно рассказывать о игрушке). Они позволяют формировать у детей с нарушениями речи не только связную речь, но и умение устанавливать причинно – следственные связи, овладевать операциями анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения.
Кроме того, использую игры с мячом в кругу. Я называю слово и бросаю мяч ребёнку, ребёнок называет слово с близким значением и возвращает мяч. Стимулирую речь детей, называя словосочетание со словами, имеющими переносные значения: золотая голова, золотые руки, золотая осень, а дети их толкование и многими другими играми.
Для обогащения словаря детей с нарушениями речи полезно и рисование. В игре «Запомни и нарисуй» дети рисуют предметы, обозначаемые многозначными словами : ручка для письма, ручка у куклы, ручка у кастрюли и другие. Использую приём парного взаимодействия, когда задание дети выполняют парами, рисуют на одном листе бумаги, одним набором карандашей, договариваются, чтобы предметы не повторялись. Прием игры парами использую и в речевых играх, например «Угадай на ощупь», когда один ребенок ощупывает предмет, а другой задает ему вопросы: «На что это похоже? Зачем он нужен? Какой звук слышится в названии?» и др. Для уточнения значений слов работаю над обобщающими наименованиями: овощи, фрукты, посуда, мебель, транспорт и другие. Дети знакомятся с понятием живой - неживой предмет и используют это знание в играх типа «Отгадай предмет», «Да-нетка». Сначала я, а затем кто-то из детей загадывает предмет, остальные дети его отгадывают, задавая вопросы. Вопросы надо задавать так, чтобы ответить можно было только «да» или «нет». Это живой предмет? Это овощ? Это дерево? У него есть иголки?
Всё это позволяет разнообразить материал и не допускать заучивания его детьми с нарушениями речи.
Ребенок в игре накапливает значительный опыт. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность, и развивать их речь.
Мы знаем, какую большую роль в развитии языка детей играют взрослые. Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Поэтому проявляю интерес к самому процессу игры, даю детям новые, связанные с новыми ситуациями слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влияю на обогащение их словаря, развиваю связную речь, расширяю их кругозор. Наблюдая вместе с детьми за окружающей средой, содействую тому, чтобы реальная жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в речи, своих положительных сторон.
Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры детей с нарушениями речи организую следующим образом:
1. Выбираю место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
2. Продумываю подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно слежу за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
3. Наблюдая за играющими детьми, содействую отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
4. Содействую тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию их речи. Рекомендую включать в игру малышей и старших детей одновременно (если есть такая возможность).
5. Проявляю интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, участвуя в игре, взаимодействую с детьми и упражняю их язык.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.
Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин.
Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью. Такие игры постоянно контролирую, так как в них обогащается и активизируется словарь детей с нарушениями речи.
Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка предлагаю всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение.
Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, предписывающий разные игровые действия («Отгадай, чей голосок», «Ровным кругом», «Волшебное зеркало» и др.)
Вначале, предлагая новую игру, сама четко и выразительно прочитываю относящийся к ней текст. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст, тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще.
Все это позволяет качественно обогатить и активизировать словарный запас дошкольников с нарушениями речи, совершенствовать речевое общение друг с другом, высказывать свои мысли, произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности.