Лучший педагог года

Взаимодействие воспитателя и родителей по коррекции нарушений речи у дошкольников

Наталья Власенко
Взаимодействие воспитателя и родителей по коррекции нарушений речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила

воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детского сада № 411

г. Новосибирска

Власенко Наталья Павловна

Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Сотрудничество семьи и воспитателя становится всё более востребованным. Педагоги ищут новые формы работы с родителями. Всё это - основа семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечаются там, где педагог и родители действуют согласованно.

Публикация «Взаимодействие воспитателя и родителей по коррекции нарушений речи у дошкольников» размещена в разделах

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые в состоянии все речевые навыки, умения детей, полученные во время образовательной деятельности с учителем - логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни: на прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за растениями и животными, во время оказания помощи взрослым дома и на даче.

Проблемы семьи, имеющей ребёнка с нарушениями в речевом развитии, освещены в работах Т. Г. Богдановой, В. А. Вишневского, Б. А. Воскресенского, Т. А. Добровольской, А. И. Захарова, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюковой, А. Р. Шарипова, А. Г. Московской. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогическом процессе важно для развития их собственных детей. Проблемы специальной помощи семье, воспитывающей ребёнка с речевыми нарушениями, не нашли пока широкого освящения в научной литературе. Среди отечественных авторов ведущее место в разработке этой Проблемы принадлежит Н. И. Белопольской и В. В. Ткачёвой, определивших принципиальные подходы к организации и содержанию совместной работе педагогов и родителей.

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями, заключается на мой взгляд, в различии в позиции педагогов и родителей. Последние нередко отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, не владея необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Часто они считают, что всё сделается в детском саду, а им трудно найти свободное время для занятий с детьми дома.

Осознанное включение родителей в совместный с воспитателем коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Свою работу с родителями я строю на следующих принципах: целенаправленность, системность, плановость, доброжелательность, открытость.

Общаясь с ребенком и родителями, я собираю следующую информацию:

1. Состав семьи, профессии и образовательный уровень родителей.

2. Общая семейная атмосфера.

3. Роль родителей в воспитании ребенка.

4. Понимание родителями роли дошкольного детства в формировании личности ребенка.

5. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений.

6. Система воспитательных воздействий на ребенка.

7. Организация совместных форм деятельности в семье.

8. Создание развивающей среды в семье.

Учитывая полученные знания, в ДОУ ведется работа по следующим направлениям совместной деятельности воспитателя и родителей :

- формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;

– разработка и апробация различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи и воспитателя как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса;

– установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;

– объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

– создание атмосферы общности, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

– повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка;

– оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;

Вся вышеперечисленная деятельность невозможна без наличия доверия со стороны родителей. Установление доверия к педагогу процесс сложный и последовательный. Общая продолжительность всех этапов занимает около полутора - двух месяцев.

На первом этапе мы соблюдаем принцип «ваш ребенок лучше всех».

На втором этапе педагоги сообщают об успехах и особенностях развития ребенка в группе ДОУ, особенностях общения с другими детьми, результатах образовательной деятельности, данных социометрии и т. д.

На третьем этапе активная роль принадлежит родителям, педагог только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.

Только на четвертом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать давать советы родителям.

Многолетний опыт работы в детском саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками воспитателя в полноценном формировании речи дошкольников. А наша прямая задача: рассказать, объяснить, научить, то есть поделиться своими профессиональными навыками и умениями и при этом не отпугнуть, а заинтересовать, увлечь.

Понятие о развивающихся взаимодействиях детского сада и семьи, где каждый не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу работы с родителями.

Взаимодействие с родителями в нашем дошкольном учреждении строится по определённой системе, которая включает в себя:

– групповые родительские собрания, которые помогают объединить родителей, нацелить их на помощь детскому саду, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей;

– консультации, семинары – мы стараемся проводить их так, чтобы они по возможности привлекали родителей для решения проблем. Для осознания родителями всей предложенной информации им предлагаются различные памятки, в которых отражены ключевые моменты консультаций.

К некоторым консультациям специально по теме подбираются игры и упражнения, организуются выставки пособий.

– открытые образовательные мероприятия родители посещают с большой заинтересованностью, проводим интегрированные занятия, на которых родители могут увидеть разные виды коррекционной работы, порадоваться достижениями своего ребёнка, обратить внимание на проблемы в знаниях своих детей. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышаются.

– информационные выставки в группе - наглядная информация для родителей представляется в виде различных папок-раскладушек, тематических папок, вкладышей с рекомендациями по ознакомлению дома и закреплению полученных данных, например, игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста; вывешиваются списки рекомендуемой для чтения дошкольникам литературы.

– индивидуальная беседа позволяет установить более тесный контакт с родителями, доверительные отношения, которые помогают донести понимание важности и нужности оказания помощи воспитателю, учителю-логопеду в достижении результатов коррекционной работы.

Немалую роль в совместной работе педагогов и семьи играет анкетирование: “Выявление представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада”, “Готов ли Ваш ребёнок к обучению в школе”, “Формирование речевой культуры в семье”, опросник “Сведения о ребёнке”.

памятки: “Профилактика гриппа и ОРВИ”, “Покормите птиц зимой!” (Всероссийская эколого-культурная акция, “Каждый родитель – пример для подражания” (памятка для родителей по воспитанию грамотного пешехода, “Берегите нашу елочку!”.

– ежемесячно в нашем ДОУ выпускается газета для родителей «Пингвин»». В ней рассказывается о жизни детского сада и в каждом выпуске обязательно присутствует статья, посвященная одной из проблем речевого развития.

– также для родителей нашей группы поводим консультации по проведению домашней игротеки. Данный вид работы не требует специальных материалов и пособий. Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, мы предлагаем «Игры на кухне», куда входят:

Игры на развитие мелкой моторики.

«Золушка». Вы готовите обед. Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречу.

«Волшебные палочки». Дать ребёнку зубочистки. Ребёнок должен выложить простые геометрические фигуры, предметы, узоры.

Игры на обогащение словаря.

«Волшебные слова». Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

«Угадай-ка». Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт» вам в ладошку. Затем вы ему.

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок её заканчивает:

- Ворона каркает, а воробей…

- Сова летает, а заяц…

- У коровы телёнок, а у лошади…

Игры на развитие грамматического строя речи.

«Поварята». Приготовим сок из яблок (яблочный, пирог из рыбы (рыбный, варенье из малины (малиновое) и т. д.

«Упрямые слова». На свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро и т. д.).

- Я надеваю пальто, а на вешалке висят…

- У Маши красивое…

- Я выпил много…

Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слово.

Игры на развитие слоговой структуры.

«Путаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.

Слова: говоля (голова, босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги и т. д.).

Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажет ребёнку заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит взаимоотношения в семье.

– ежегодно в апреле мы проводим «День открытых дверей», в ходе которого рассказываем и показываем особенности деятельности в нашей группе, а в дальнейшем пробуем проводить совместные мероприятия, на которых родители обучаются приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное - создается эмоциональный контакт между ними.

– весьма эффективной формой взаимодействия является совместная деятельность родителей и детей, стимулирующая речевую и познавательную активность воспитанников. Так, при проведении “Книжкиной недели” родители помогали детям оформить и сочинить книгу-самоделку. Затем в группе была организованна выставка этих творческих работ. На выставку были приглашены воспитатели и дети из других групп. Дети с удовольствием демонстрировали свои работы и рассказывали – “читали” книжки. Очень нравятся ребятам “буквы-самоделки”, которые выполняются совместно с педагогами и родителями. Воспитатели подготавливают трафареты первых букв имени ребёнка, родители вместе с детьми оформляют их в виде аппликации с использованием пластилина, пуговиц, крупы, бисера, пайеток.

Таким образом, шаг за шагом мы создаем систему взаимодействия педагогов ДОУ и родителей, преодолеваем нарушения речи и создаем общую готовность ребенка к школе. Кроме того, в рамках данной работы вырабатывается положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Постоянный контакт с семьей, знание привычек своего воспитанника приводит к повышению эффективности педагогического процесса.

Вовлечение родителей в коррекционный процесс помогает повысить их уровень самосознания и заинтересованности, повысить педагогическую грамотность, которую они приобретают благодаря осуществляемому взаимодействию. Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а впоследствии предполагает легкую адаптацию к школьной среде и окружающей жизни взрослых.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход к коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы) Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики характеризуется повышенным вниманием к обучению.

Использование Лего Дакта в коррекции речевых нарушений Современное развитие общества и уровень технических средств, способствует разработке и успешному внедрению инновационных технологий в педагогический.

Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений В последние годы увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. А любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое.

Конспект по коррекции нарушений познавательной среды. Занятие 1. Цели: - снятие эмоционального напряжения; - определение развития способности сравнения; - развитие сосредоточенности и концентрации.

Консультация для педагогов и родителей «Роль зрительной гимнастики в профилактике и коррекции нарушений зрения» Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния. Но с.

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении нарушений речи у детей» Нарушение речи детей дошкольного возраста беспокоит не только воспитателей детского сада, куда ходит ребенок, но и тревожит родителей. Нарушения.

Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления.

Развитие дыхания в коррекции речевых нарушений Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия в работе с детьми с речевыми нарушениями. Цель дыхательных.

Взаимодействие с семьей по проблеме профилактики и коррекции речевых нарушений у детей в дошкольном учреждении В. В. Петрусь Н. Г. Сидорова БДОУ города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 356» Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие воспитателя и родителей по коррекции нарушений речи у дошкольников
Опубликовано: 25 октября 2016 в 16:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие воспитателя и родителей по коррекции нарушений речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Власенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД