Валентина Салихванова
Подгрупповая организованная деятельность в старшей логопедической группе с ОНР «Незнайка учит предлоги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания.
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, безопасность, здоровье
Задачи:
Образовательные:
-проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях; учить применять их в практической деятельности – игре;
-продолжить работу над усвоением перекодирования информации, т. е. применением мнемотехники;
Публикация «Подгрупповая организованная деятельность в старшей логопедической группе с ОНР „Незнайка учит предлоги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Предлоги. Конспекты занятий
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
-продолжить работу над формированием понятия «предлог», умением применять предлоги – маленькие слова, использовать сигналы предлогов;
-закреплять навыки звукового анализа;- закреплять умение дифференцировать взаимозаменяемые звуки;
-формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Развивающие:
- продолжать формировать приемы умственных операций (сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умения обдумывать и планировать свои действия;
-способствовать умению аргументировать свои высказывания, рассуждать, доказывать;
-развивать понимание логико-грамматических конструкций языка;
-продолжить работу над формированием словаря по теме «Продукты», закреплять умение дифференцировать продукты по назначению и изготовлению;
-продолжать развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Воспитательные:
-вырабатывать умение детей владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
-воспитывать у детей самоконтроль за речью;
Предварительная работа : Работа над лексическими темами, игры на согласование разных частей речи. Закрепление процессов звукового анализа и синтеза, упражнения и игры на дифференциацию звуков. Знакомство с сигналами предлогов, обыгрывание игр-ситуаций с сигналами. Навыки работы с мнемотаблицами.
Материал к занятию:. Продукты питания (сушки, заменители консервы, овощного салата, сока, йогурта, колбасы). Карточки- сигналы предлогов В, НА, ПОД, ЗА, МЕЖДУ. Различные предметы для расположения продуктов согласно предлогам. Мнемотаблица «Повар». Кольца Луллия по теме «Продукты». «Снеговички-Звуковички" для звукового анализа. Набор Незнайки для фокуса, сюрприз-угощение.
Ход занятия:
Дети входят в группу с логопедом. Они идут в магазин. У них в руках пакеты.
• Ребята, мы с вами идем в магазин. Значит, мы будем что-то покупать. Достаньте из пакетов листочки. Карим, что нарисовано на твоем листке? Мука? Значит, какой продукт нужно купить тебе в магазине? Конечно, тебе нужно купить мучной продукт. (И так логопед опрашивает всех детей, на листках которых нарисованы мясо, овощи, фрукты, рыба, молоко).
• Вы теперь все знаете, что должны купить. Мы идем в какой магазин: продуктовый или промтоварный? Да, мы идем в продуктовый магазин, потому что только в нем продают продукты.
• Вот и магазин. В какой магазин мы с вами пришли? Почему он так называется? Мне кажется, в магазине кого-то не хватает. Конечно, нет продавца. Ребята, кто объяснит, кто такой продавец? (Поднимает ткань с прилавка, под которой спрятался Незнайка.) Посмотрите, кто здесь работает продавцом. Кто это? Да, это Незнайка. Кто знает, почему его так назвали? Да, он многого не знает или что-то может напутать.
• Незнайка, мы будем у тебя покупать продукты. Будь внимателен и постарайся ничего не напутать.
• Карим, что ты будешь покупать? Почему ты хочешь купить сушки? Ты слышишь, Незнайка, Карим хочет купить сушки, потому, что у него на листке нарисована мука, а сушки - это мучной продукт. Вадим, объясни Незнайке, где находятся сушки. Молодец, Вадим, ты правильно объяснил. Незнайка, сушки лежат за бутылкой с маслом. (Такая же ситуация покупки обыгрывается со всеми детьми с применением предлогов В, НА, ПОД, ЗА, МЕЖДУ).
(Во время покупки товаров Незнайка путает понятия «справа» и «слева», переспрашивает у детей, задавая вопросы: «Где? Здесь? Это?»)
• Ребята, вы молодцы, вы очень хорошо объяснили Незнайке, где что находится. Но Незнайка не совсем понял, какой продукт из чего сделан. Объясним ему? Мы с вами поиграем в игру «Умка». (Дети решили назвать "Кольца Луллия" "Умкой". На плоскости закреплены два круга, разделенные на шесть сегментов. На сегментах одного круга сушки, консервы, овощной салат, яблочный компот, колбаса, йогурт, на втором круге - мясо, рыба, молоко, овощи, фрукты, мука.)
• Незнайка, смотри и слушай. Видишь, Алина крутит круг, он ищет, из чего приготовлен компот. На чем он остановился? Алина, почему ты круг остановил на яблоке? Правильно, компот - фруктовый продукт. (Так все дети объясняют Незнайке причину своего выбора.)
(Незнайка наблюдает за игрой, иногда вставляет фразы: «А я это не знал. Ой, это интересно.»)
• Незнайка предлагает купить молоток. («Ребята, купите у меня молоток. Он новый, хороший.)
• Ну, Незнайка, зачем нам нужен молоток? Мы ведь говорим о продуктах. Ребята, может кто-нибудь объяснит нашему Незнайке, что делают с молотком? Конечно, молоток – это инструмент и нужен он в строительстве. Посмотри, Незнайка, как мы умеем строить.
Тук-ток! Тук-ток! Застучал молоток! (стучат кулачками);
Будем строить новый дом: (соединяя ладони над головой, показывают крышу,
С высоким крыльцом, (горизонтально согнув руки в локтях, «переставляют» ступеньки,
С большим окном, (вертикально согнув руки в локтях, показывают широкое окно,
Со ставнями резными (раздвигая руки в стороны, показывают открывающиеся ставни).
Тук-ток! Тук-ток! Замолчал молоток. (опускают кулачки вниз вдоль туловища)
Вот готов наш дом! (соединяя ладони над головой, показывают крышу).
Будем жить мы в нем! (обеими ладонями показывают «мы», затем вытянув руки с открытыми ладонями, показывают предполагаемый дом).
А вот и тот дом, который мы построили. И живут в нем маленькие слова. Ребята, объясним Незнайке, как пользоваться сигналами маленьких слов? (Дети раскладывают мелкие игрушки согласно сигналам предлогов, используя для этого домик, скамейку, чердак.) Незнайка, ты что-нибудь понял? (Незнайка : «Я стараюсь!») Молодцы, ребятки, теперь пошли домой.
Вот, наконец, мы дошли домой. Ребята, что делает мама, когда приносит из магазина продукты? Да, она выкладывает из сумок продукты и раскладывает их. Вы тоже должны свои продукты разложить на свои места. Тут-то нам помогут маленькие слова. (Каждый ребенок берет сигнал предлога и кладет свой продукт согласно своему сигналу среди заранее приготовленных в шкафу или холодильнике предметов).
• Вы, ребята, молодцы. У вас везде порядок. Учись у ребят, Незнайка.
• Продукты куплены. Кто нам нужен, чтобы из них приготовить обед? Конечно, повар! Кто расскажет стихотворение о поваре?
Ходит повар в колпаке,
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, суп и винегрет.
(На столе разложены 9 схем по тексту выученного стихотворения. Дети хором рассказывают стихотворение и по одному располагают на магнитной доске схемы по содержанию текста).
•
Правильно ли вы расположили схемы? Кто еще раз расскажет стихотворение и одновременно указкой будет показывать нужную схему?
• Незнайка, а ты любишь суп? А ты можешь объяснить, что такое суп?
(Незнайка : «Суууп… Этооо…. Воот)
• Понятно. Кто сможет рассказать Незнайке, что такое суп?
Это первое блюдо: он бывает рисовый, гречневый, пшенный, вермишелевый, щи, борщ, лапша). Наши ребята могут сигналами звуков написать слово «суп». (Используя «Снеговичков-Звуковичков», дети выполняют звуковой анализ слова «суп»)
•
Вы, ребята, все молодцы! Вы не только справились со всеми заданиями, вы еще помогли Незнайке узнать многое о продуктах, маленьких словах, звуках. Незнайка вам очень благодарен и приготовил сюрприз. Я не ошибаюсь, Незнайка?
.
Незнайка :
-Ребята, я для вас приготовил сюрприз и завернул его в красивую обертку. А потом я решил над вами пошутить и приготовил еще 4 свертка, т. е. свертков стало 5. Вот они - мои свертки: под газетой, в корзине, на книге, между двумя машинками, за медвежонком, около куклы. Пока я раскладывал свертки по вашим схемам, я забыл, в котором свертке находится сюрприз.
Логопед :
-Незнайка, ты хочешь сказать, что дети останутся без сюрприза? Ну, как же так? А нам показалось, что ты многое понял. Может, сможешь вспомнить или что-нибудь придумать?
Незнайка :
-Ура! Я придумал! Я вам покажу фокус! Смотрите и учитесь! Достаю простую бумагу, снимаю с нее пленку. В этой баночке у меня волшебный снежок. Снежком посыпаю лист бумаги и говорю волшебные слова: «Крекс, пекс, фекс!» Посмотрите, что получилось! Да тут же ваш сигнал, или как там: «маленькое слово». Я боюсь ошибиться, ребята, назовите его сами. (Дети называют предлог ПОД). Да-да, это маленькое слово ПОД! Я так и думал! Разве я не молодец?
• (На синем альбомном листе клеем выведен сигнал предлога ПОД и закрыт пленкой. Незнайка снимает пленку и посыпает весь лист манной крупой (волшебным снегом, выполняет движения, после которых лишняя крупа осыпается и на листе остается очертание предлога ПОД.)
Логопед :
-Незнайка, ты молодец! Ребятки, мы теперь легко найдем сюрприз, который для нас приготовил Незнайка.
(Дети находят под газетой нужный сверток, открывают его и угощаются конфетами).