Валентина Салихванова
Организованная деятельность в логопедической подготовительной группе с ФФНР «Здравствуй, друг! Здравствуй, звук!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания, закреплять умение детей работать малыми группами.
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, безопасность, здоровье
Задачи:
Образовательные:
-проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте; учить применять их в практической деятельности – игре;
-совершенствовать процесс звукового анализа и синтеза;
Публикация «Организованная деятельность в логопедической подготовительной группе с ФФНР „Здравствуй, друг! Здравствуй, звук!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- закреплять умение дифференцировать взаимозаменяемые звуки;
-формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
-закрепить навыки чтения;
Развивающие:
- продолжать формировать приемы умственных операций (сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умения обдумывать и планировать свои действия;
-способствовать умению аргументировать свои высказывания, рассуждать, доказывать;
-развивать понимание логико-грамматических конструкций языка;
-активизировать словарь по теме «Насекомые»;
Воспитательные:
-вырабатывать умение детей владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
-воспитывать в детях культуру общения, умение работать в микрогруппах, соотносить свои действия с действиями окружающих, подстраиваться под них, доброжелательно реагировать на промахи своих товарищей;
-развивать аналитическое мышление, память, воображение, находчивость; связную речь; двигательную активность детей; умение соревноваться в команде, чувство коллективизма;
-воспитывать у детей самоконтроль за речью;
Предварительная работа: применение на занятиях технологии социо-игры, закрепление процессов звукового анализа и синтеза, игры на согласование разных частей речи, упражнения и игры на дифференциацию звуков, беседы, рассматривание иллюстраций и картин по теме, чтение рассказов, заучивание стихотворений.
Материал к занятию: мелкие игрушки-насекомые, схемы со звуковым анализом, снеговички-звуковички, фонарь-солнышко, черный ящик, иллюстрации с изображением божьих коровок, конверты с заданиями.
-Здравствуйте, уважаемые гости!
– Здравствуйте, – ты скажешь человеку.
– Здравствуй, – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет
Добрый день! – тебе сказали,
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
-Ребята,поздороваемся с гостями, чтобы они почувствовали нашу доброту.
-А теперь, чтобы весь день чувствовать теплоту и доброту друг друга, поздороваемся со своими друзьями.
(Дети играют в речевую игру «Здравствуй, друг!»)
-Здравствуй, друг! (пожимают друг другу руки)
-Как ты тут? (правой рукой касаются левого уха друг друга)
-Где ты был? (правую руку кладут на левое плечо друг друга)
-Я скучал! (руки крест накрест кладут на свою грудь)
-Ты пришел! (разводят руки в стороны)
-Хорошо! (обнимаются)
Звонит телефон.
-Алло! Здравствуйте! Вы не могли бы представиться?
По громкой связи звучит песня:
-Не обижайте муравья, его обидеть просто,
Он очень ма., но очень ма., он маленького роста!
-Ах, это ты, муравей? А кто тебя обидел?
-Не только меня, а всех нас!
-А кто вы? И сколько вас?
-Мы – насекомые, и нас много!
-А где вы?
-Мы в вашей группе и никто нас не замечает.
-Вас не видно, ты, муравей, не смог бы подсказать, как вас найти?
-Около каждого из нас есть подсказка -сигнал.
При помощи фонаря-солнышка дети, используя сигналы предлогов, ищут и находят насекомых. Освещая место расположения каждого несекомого, которое подсказывает сигнал предлога, дети находят насекомое и строят предложения: «Я под цветком нашла замечательную, трудолюбивую пчелу. Я достала ее из-под цветка». Таким образом, дети находят муху, паука, комара, божью коровку, осу, бабочку, муравья, стрекозу, жука, кузнечика и располагают их на зеленой полянке.
-Ну, милые насекомые, вы довольны? Теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Насекомые».
На полянке мы сидим, (дети сидят на коврике, опираясь на руки)
Во все стороны глядим, (поворачивают голову налево и направо)
Сколько насекомых здесь! (разводят руки в стороны)
Всех, пожалуй, и не счесть. (пожимают плечами)
Вот пчела, а вот оса,
Это бабочка-краса, (поочередно загибают пальчики на руках)
Муравей и стрекоза –
Попрыгунья, егоза.
Все спешат, все трудятся, (поочередно ударяют кулаками и ладонями)
А она красуется! (с возмущением разводят руки в стороны)
-Да, стрекоза у нас не пользуется авторитетом. Ребята, я вам предлагаю игру. Я называю насекомое, а вы мимикой показываете свое отношение к нему, затем объясняете, почему это насекомое вам нравится или не нравится. Да, есть полезные насекомые, есть вредные и ядовитые, но они все нужны, потому что их создала природа. Ведь ими питаются птицы, рыбы.
- Ребята, а теперь я вам хочу загадать загадку:
Тело всё её в горошках,
Лапки в чёрных все сапожках,
Шалью красною покрыта,
Но добра, а не сердита!
-Правильно, это божья коровка, маленькое насекомое, которое приносит огромную пользу сельскому хозяйству. Сама божья коровка и ее личинки в большом количестве поедают вредителей: тлю, клещей, которые уничтожают сады и поля.
У всех народов мира эти жуки пользуются большой симпатией и любовью. Об этом говорят сами названия божьей коровки в разных странах - всегда уважительные и ласковые. Жук Святой Девы Марии - в Германии. Леди жук - в Англии,Южной Африке. Солнышко - в Чехии и Словакии. Сонечко (солнышко) - на Украине и в Белоруссии. Слово "божья" в русском названии происходит, видимо, от того, что люди давно подметили: там, где много этих жуков, там всегда хороший урожай.
Им бесконечно благодарны садоводы, всеми силами заманивающие на свои участки полезных насекомых. Высаживают растения-приманки, и даже подкармливают, чтобы эти чудо-жуки не улетели к соседям. В мире очень много разновидностей божьей коровки – несколько тысяч. Посмотрите, какие они разные, яркие, красивые. Но, не думайте, что их можно обидеть из-за маленького роста. В ее лапках содержится ядовитая жидкость, которая обжигает гортань тем, кто пожелает ею полакомиться.
Ярким нарядом природа наделяет неспроста, как правило, приметная расцветка является предупреждающей. Вот и божья коровка предупреждает птиц и всех насекомоядных: «Я невкусная и несъедобная, запомните меня и никогда не трогайте». Я вам предлагаю со стола взять листы с изображением разновидностей божьих коровок. Покажите их друг другу и гостям.
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?» и вносится черный ящик.
Дети отгадывают содержимое ящика, задавая вопросы. (Это живое? Это существует в природе? Его продают? Оно сделано человеком? Это нужно детям? И д. т.)
Из ящика дети достают фигурки снеговичков –звуковичков, называют значение каждой фигурки.
-Ребята, мы с вами часто делимся на команды. И сегодня я вам предлагаю устроить соревнование. Как можно разделиться на команды? Да, по цвету глаз, по цвету одежды, по росту, используя считалки, по звукам в именах. Прошу подойти ко мне Самиру и Булата. Вы – капитаны будущих команд. Сейчас к вам будут подходить пары, и будут предлагать насекомых. Начинает Самира. Команды готовы? Теперь капитаны выберут название команды, которые находятся в моих руках. Прочитайте! Команды будут называться «Пчелы» и «Муравьи». Вспоминаем правила игры:
-быть вежливым по отношению к товарищам;
-совещаться со всеми, прежде чем принимать решение;
Первое задание "Отгадай звук".
(Участник одной из команд достает карточку, на которой буква зеленого или синего цвета – для согласных звуков, красного цвета для гласных звуков. Например, буква Б зеленого цвета. Команда соперников, задавая вопросы, отгадывает звук.)
-Это гласный звук? (нет)
-Он твердый? (нет)
-Он всегда мягкий? (нет)
-Он звонкий? (да)
-У него есть глухая пара? (да)
-Он свистит? (нет)
-Он шипит? (нет)
-Когда мы его произносим, верхние зубы касаются нижней губы? (нет)
-Когда мы его произносим, воздух открывает закрытые губы? (да)
-Этот звук есть в слове БАРАНКА? (да)
-Он стоит в начале слова? (да)
- Это звук Б? (да)
(всем показывают карточку, на которой буква Б зеленого цвета) и т. д.
Второе задание «Снеговички - Звуковички».
Капитаны или выбранные командой два участника получают письма, в которых задание:
(«Подойди к Валентине Петровне, из ее правого (из левого) кармана возьми насекомое. Насекомое покажи своей команде и все вместе назовите его. Возьмите снеговичков и выполните звуковой анализ.»)
Представители команд достают муравья и бабочку из карманов и выполняют звуковой анализ слов "муравей" и "бабочка".
Команды проверяют и оценивают работу соперников.
Третье задание «Расшифруй слово».
Команды выбирают ребенка, который будет записывать расшифрованное слово. В конце задания громко читают это слово «доброта». ( Подсказка: каждое насекомое обозначает ту или иную букву).
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Что такое доброта? Доброта - это когда ты переживаешь за другого человека и хочешь ему помочь. Доброта - это когда ты радуешься успехам другого человека. Доброта - это когда ты с другим человеком делишься тем, что тебе самому дорого. Доброта – это когда ты помогаешь другому человеку не за что-нибудь, а просто так. Ребята, скоро вы пойдете в школу. Очень хочется, чтобы вы были добрыми. В добрый путь!