Любовь Филина
Организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности «Экскурсия в ателье»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей "Познавательное развитие", «Речевое развитие»
Методики, применяемые на занятии:
- словесные методы (беседы, рассказ воспитателя, объяснение новых слов, проговаривание);
- наглядные методы (показ, демонстрация);
- игровые приёмы (лексико-грамматические игры и упражнения с тканью «Скажи наоборот», с мячом «Что из чего?», «Что для кого?», конструктивная игра «Что к чему?»); пальчиковая гимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Предварительная работа
Беседа с детьми о профессиях закройщицы и швеи, ткачихи;
Публикация «Организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности „Экскурсия в ателье“» размещена в разделах
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Беседа: «Одежда карельского народа», рассматривание иллюстраций карельского костюма.
Работа с родителями – экскурсия в ателье, в магазин «Ткани»;
Рассматривание разных видов тканей, название, сравнение их по свойствам, учить понимать что эти характеристики, обуславливают способ использования ткани для пошива.
Лексико-грамматические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Что из чего?», «Сосчитай предметы» и т. д.
Разгадывание загадок, чтение художественной литературы: З. Александрова «Сарафанчик», М. Константиновский, Н. Смирнова «Как ткани ткут и нити прядут», Б. Заходер «Портниха»;
Сюжетно-ролевая игра «магазин «Ткани»
Продуктивная деятельность «Узор для ткани»
Коррекционно-образовательные задачи :
- закреплять знания детей о профессиях взрослых : модельер, закройщик, швея, портной;
- закреплять знания детей о видах ткани, их названиях, фактуре, толщине, назначении;
- закреплять знания о процессе изготовления готового изделия.
Коррекционно-развивающие задачи:
- расширять и активизировать лексический словарь детей;
- развивать грамматически правильный строй речи: умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в речи (для, к, с, у, из между, справа, слева, упражнять в употреблении относительных прилагательных, слов-антонимов,
уменьшительно-ласкательных прилагательных;
- закреплять умения правильно выполнять артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастику;
- развивать внимание;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать уважение к труду взрослых;
- умение сотрудничать во время выполнения совместных действий, согласованно
работать в команде, помогая друг другу.
Оборудование: ножницы, утюг, игла, напёрсток, детская швейная машина; иллюстрации людей, работающих в ателье (швея, модельер, закройщик, образцы тканей; 2 куклы: модельер, закройщица; эскизы моделей платьев, готовые детали платьев (в двух экземплярах для работы в командах); мяч.
Сценарий организованной образовательной деятельности.
Организационный момент.
Сообщение темы занятия.
Загадки.
Инструмент бывалый-
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет. /Ножницы/
Пройдусь слегка горячим я
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. /Утюг/
Всех на свете обшивает
Что сошьет – не надевает. /Игла/
На пальце одном Ведерко вверх дном. /Наперсток/
На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка. /Швейная машина/
(одновременно при отгадывании выставляются на стол предметы-отгадки)
-куда я положила ножницы? …на стол)
-куда я поставила утюг? С какой стороны? ….на стол, справа от ножниц)
-Куда я положила иглу? …слева)
-Где теперь лежит утюг? …между)
-куда я поставила швейную машину? …за утюг)
- откуда я доставала предметы? …из коробки)
-куда ставила? …на стол)
(Добиваться от детей полных ответов)
- Ребята, а как вы думаете, для людей какой профессии нужны эти предметы? /Для швеи/.
Мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в ателье.
- А кто знает, что такое ателье? Что там делают?
- А кто работает в ателье?
- А кто еще кроме швей работает в ателье? Если вы не помните, то я вам подскажу: это – модельер, закройщица. Мы сегодня продолжим разговор о людях этих профессий. Отправимся с вами в путешествие.
Основной этап
- Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации и скажите, какие действия производят работники ателье?
(принимаются все ответы детей)
Рассказ воспитателя. Делает вывод.
Модельер: она придумывает модель платья, сшить его с длинными или короткими рукавами, а может, вообще без рукавов, с воротничком или без него, с пояском или без него. А еще обязательно нужно выбрать нужную ткань: ситец, шелк или капрон.
- Закройщица измеряет сантиметром размеры заказчика, рисует выкройку, вырезает из ткани – кроит. И только потом швея берется за дело: примеряет, сшивает готовое платье.
«Зал ткани»
(Специально отведённое и подготовленное место, где педагог представил образцы разных видов ткани)
Рассматривание разных видов тканей.
(детям предлагается рассмотреть, потрогать, погладить руками образцы разных видов ткани и сравнить их)
- А все ли ткани одинаковые? Чем они отличаются?
Работа над антонимами.
Игровое упражнение с тканью «Скажи наоборот» (с одновременным подбором ткани)
-Есть ткани тонкие, а есть (толстые)
-шероховатые-(гладкие)
- лёгкие-(тяжёлые)
-мягкие-(жёсткие)
-тёплые-(холодные)
-Что можно сшить из лёгких тканей? Из меховых? Непромокаемых?
Употребление относительных прилагательных, предлога ИЗ (род. пад.)
Игра с мячом «Что из чего?»
-платье из ситца? (ситцевое). Куртка из кожи? Рубаха из льна? Шорты из джинсы? Брюки из вельвета? Куртка из болоньи? Пальто из драпа? Блузка из шёлка?
- Ситцевое платье из чего? Кожаная куртка?.
«Зал художников-модельеров»
(Встречает кукла Маша. На столе лежат заранее подготовленные схемы-рисунки платьев) Сравнение. Употребление предлога У с род. пад.
- А теперь представьте, что мы с вами попали к художникам-модельерам. Перед вами модельер – кукла Маша. Она нарисовала для нас эскизы платьев, которые бы очень хотелось сшить. Давайте сравним эти рисунки. Одинаковые ли они? Чем отличаются? (дети рассматривают эскизы моделей, сравнивают. Учатся строить сравнительные высказывания.)
- У платья слева длинный рукав, а у платья справа – короткий и т. д.
Вывод: - кем у нас была кукла Маша? Что делает модельер?
«Зал раскройки и шитья»
(2 совмещённых стола, за которыми сидит кукла-закройщица, детали выкройки в хаотичном порядке.)Употребление предлога К с дат. пад., НА с вин. пад.
- А это кукла Катя. Она выкроила детали по рисунку. Значит она кто? (закройщица)
- Но наша закройщица Катя перепутала все детали платьев. Давайте ей поможем их разобрать.
(Схемы-рисунки платьев в ходе занятия переносятся из «зала художников-модельеров» в «зал кройки и шитья», где дети, разбившись на 2 команды, по образцу собирают детали платьев)[/i]
Игра «Что к чему?»
(Дети самостоятельно по выбору делятся на 2 команды.
Каждая команда из рассыпанных деталей «собирает» изделие, сравнивает с эскизом)
После выполнения задания дети из каждой команды «по цепочке» проговаривают свои действия:
- Рукава приложу к платью, манжеты –к рукавам, пуговицы – на платье, карманы – на платье…
Остальные дети внимательно слушают, помогают, исправляют.
-Вывод: - кем была кукла Катя? Что делает закройщик? (измеряет размеры заказчика, кроит из ткани детали изделия)
- Что же осталось теперь сделать с деталями изделия? (сшить)
- А кто у нас шьёт? (швея)
-Давайте представим, что мы швеи.
Пальчиковая гимнастика.
Извивается нитка змеей, (волнообразные движения руками)
Зашивается дырка швеей. («зашиваем» руками)
Ты, швея, эту дырку зашей, («зашиваем на машинке»- указательным пальцем по ладони)
А потом улыбнись до ушей. (улыбаются. Стараются удержать улыбку под счет от1 до6)
Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
-Что потребуется для шитья? (игла)
Вот она - иголка, и остра и колка.
Иголочка. Вытянуть “острый” язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до “пяти-шести”).
Пришиваем большие пуговицы и маленькие пуговицы. Максимально округлит губы (большая пуговица, вытянуть губы “трубочкой” (маленькая пуговка).
Воротник с широкими и узкими краями. Чередовать положения “широкого” и “узкого” языка. Положить “широкий” язык на нижнюю губу (“круглый воротничок”). Вытянуть “острый” язык – “воротничок с острыми краями”.
Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).(можно сопровождать движением рукой)
А это нитка. В иголку её вдеваем, а сами песню напеваем.
«Ниточка». Сложить пальцы обеих рук в щепоть, соединить кончики пальцев правой и левой рук. Затем не спеша разводить руки в стороны произносить гласные звуки А-О-У
Нитка длинная- тянем длительно, (можно изменять силу голоса от слабого постепенно усиливая, и наоборот), короткая - кратко произносим звук.
Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить Д-д-д-д (шьем на электрической швейной машинке, Т-т-т-т (шьем на ручной швейной машинке).
Заключительная часть.
- Ребята, давайте ещё раз назовём профессии тех людей, которые создают для нас самую разнообразную одежду (дети называют профессии и соответствующие им трудовые действия)
Употребление уменьшительно-ласкательных прилагательных.
-Какую красивую одежду создают модельеры, закройщики, швеи! А ведь они шьют не только для взрослых и детей, они шьют и для кукол. (Показать кукол)
Игра с мячом «Что для кого?»
Для детей шьют платье… а для кукол платьице;
Для детей сарафан, …а для кукол сарафанчик и т. д.
- А ведь эти профессии имеют не только женщины, но и мужчины.
Если мужчина ткач, то женщина ….(ткачиха, портной. (портниха, закройщик (закройщица, модельер? (не изменяется)
- Какими должны быть люди этих профессий? (умными, внимательными, трудолюбивыми, творческими)
Итог занятия.
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (на экскурсии в ателье)
- А что такое ателье?
- Люди каких профессий работают в ателье?
- А хотелось бы вам научиться шить красивую одежду?
- Что для этого нужно?
- Чем мы с вами ещё сегодня занимались на занятии?
- Понравилось ли вам? Что больше всего понравилось?
- А мне очень понравилось, как вы сегодня работали! Все молодцы! Спасибо за старание и вашу работу.