Марина Бондарева
Режиссерская игра во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Е. Е. Кравцова даёт режиссерской игре следующие определение: это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их.
Режиссерскую игру трудно увидеть со стороны. Во-первых, она практически всегда индивидуальна.
Во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается. Наконец, третьей особенностью игры является то, что играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.

Что же нужно детям для режиссерской игры?
При организации режиссерской игры необходимо соблюдать три условия. Первое из них - наличие у ребенка индивидуального пространства (поля) для игры.
Полей для развития сюжета режиссерской игры во второй младшей группе должно быть не менее 20-ти. Например, ферма, дом, гараж, полянка, лес по всем временам года, море, пляж, дорога и т. д).

Индивидуальное пространство может быть и на простом листе бумаги, лишь бы оно резко отличалось от поверхности, на которой оно лежит.


Второе условие, необходимое для организации режиссерской игры, - наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала.


Здесь вполне подойдут те же кубики и коробочки, мелкие игрушки: машинки, куколки, разные зверюшки, кораблики, деревья и т. п. Этих предметов должно быть достаточно большое количество, чтобы не ограничивать фантазию ребенка, а, наоборот, побуждать его к созданию новых сюжетов и новых смысловых связей.

Третье и, наверное, самое важное условие организации режиссерской игры - позиция взрослого, умелое руководство этой игрой. В отличие от других видов игр, которые легко включают в себя взрослого как равноправного участника игры, режиссерские игры отводят ему скорее роль зрителя. Правда, зритель этот не только хлопает и восторгается, но просит пояснить те или иные действия. Это развивает ребенка, обогащает созданный им сюжет. Часто от взрослого зависит и возникновение самой игры. Задания «Придумай и покажи сказку», «Покажи, что ты видел на прогулке», «Изобрази мультфильм» и т. п. помогают детям найти интересное занятие и служат толчком к режиссерской игре.
Возникновение у ребенка самостоятельной режиссерской игры связано с его участием в разного рода совместных со взрослым делах. Основная суть этих действий взрослого состоит в том, чтобы увлечь ребенка новой для него деятельностью. Не следует ограничиваться одной такой сказкой или единственным ее показом. Такая, внешне пассивная, позиция ребенка крайне важна для него, так как открывает ему дверь в новый еще для него мир — мир режиссерской игры.

Научившись подыгрывать взрослому в совместных сочинениях, ребенок может уже самостоятельно играть в режиссерскую игру.


Выполнение творческих заданий, совместное сочинение и показ историй приведут к тому, что ребенок в полной степени овладеет режиссерской игрой и воображение, выступавшее у него как исток этой игры, приобретет новые, очень важные черты.