Индербиева Анна
План работы по самообразованию на тему «Обучение детей старшего возраста пересказу литературных произведений»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию на тему : «Обучение детей старшего возраста пересказу литературных произведений»
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; обучать связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по теме : «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений»
Публикация «План работы по самообразованию на тему „Обучение детей старшего возраста пересказу литературных произведений“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
2. Подобрать и изучить литературные произведения для пересказывания детьми;
3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса у детей посредством пересказывания.
4. Повысить компетентность родителей в значимости пересказывания прочитанных литературных произведений.
5. Расширять и активизировать словарный запас детей.
6. Учить детей связно, последовательно, с соблюдением и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Актуальность темы
Актуальность темы моего самообразования «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений» для меня важна, потому что речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Все это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи.
Пересказывание – это творческое воспроизведение литературного образца. Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной монологической речи прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком.
Перспективное планирование
Формы работы
Сентябрь:
- Самореализация
- С детьми
- С родителями
- Изучить литературу по данной теме.
- Изучить опыт работы других педагогов по теме на интернет - сайтах.
- Проведение диагностики уровня развития речи детей.
- Разработка анкеты
- Оформить уголок речевого развития детей.
- Пересказ сказки «Вершки и корешки»
- Д/И «Дополни предложение»
- Памятка для родителей:
- "Как научить ребенка пересказывать текст?".
- Анкетирование родителей: «Речь Вашего ребёнка»
Октябрь
- Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин.
- Оформление библиотеки привлечь родителей для пополнения художественной литературы.
- Сказкотерапия:«Зайка-зазнайка»,
- Консультация для родителей. «Сказкотерапия»
- Акция «Принеси книгу для чтения в детский сад»
Ноябрь
- Составление схем-моделей по рассказам и сказкам.
- Изготовить дидактические игры по речевому развитию: «Составь предложение», «Из какой сказки?».
- Изготовить картотеку предметных картинок по сюжету сказок.
- Пересказ сказки :«У страха глаза велики»
- Д/И «Составь предложение», «Из какой сказки?».
- Памятка для родителей: "Как работать над пересказом?".
Декабрь
- Подбор дидактических игр и упражнений “ Речевые игры”
- Подбор художественных произведений и иллюстраций к ним.
- Проведение диагностики уровня развития речи детей
- Пересказ сказки «Гуси-лебеди»
- Д/И «Найди картинке место»
- Родительская копилка:
- "Речевые игры с ребенком дома".
Январь
- Участие в конкурсах профессионального мастерства
- Составление схем-моделей по рассказам и сказкам.
- Пересказ сказки «Зимовье зверей»
- Консультация для родителей: «Логопедические сказки — важное средство коррекции речи детей»
Февраль
- Консультация для воспитателей:
- «Методика обучения детей пересказу»
- Пересказ сказки «Снегурушка и лиса»
-Д/И «Исправь ошибку»
- Беседа:“Домашняя библиотека”
Март
- Подготовка памятки
- Подборка демонстрационного материала
- Презентация для педагогов ДОУ
- «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений»
- Инсценировка сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием настольного театра)
- Памятка для родителей «Маленькие секреты по развитию связной речи дошкольников»
Апрель
- Подбор дидактических, настольно-печатных игр по мотивамлитературных произведений.
- Пополнение групповой библиотеки книгами, сделанными совместно родителями и детьми
- Пересказ сказки Сутеева «Кораблик»
-Д/И «Какая картинка не нужна»
- Создание книжек-малышек с иллюстрациями детей по литературным произведениям
Май
- Проведение открытого НОД.
- Проведение диагностики уровня развития речи детей.
- Аналитический отчет по теме самообразования
- Литературная викторина «Угадай сказку
- Педагогическая гостиная для родителей на тему : "Пересказ как одна из форм развития речи и памяти"