Казанина Ольга
Роль семьи в формировании речи старшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
Казанина О. Ю., воспитатель
МБДОУ «Подгорнский детский сад «Березка», с. Подгорное, Томская область
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно. Недостаточно развитая речь может отрицательно сказаться на развитии ребёнка, замедлить формирование познавательных процессов, породить отрицательные черты характера, затруднить адаптацию к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно-логического мышления [1,18].
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Важной заботой семьи должна стать забота о раскрытии индивидуальных задатков, склонностей, речевых способностей ребенка. Природный дар речи есть у каждого ребенка, и важно, чтобы он был замечен и стал опорой в развитии связной речи детей.
Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи и ее саморазвитие. Общение с родителями в семье у детей старшего дошкольного возраста обусловлено разными видами деятельности: хозяйственно-бытовой, трудовой, воспитательной по отношению к другим членам семьи.
Поэтому ребенку необходимо предоставить возможность иметь более широкий выбор видов деятельности (конструирование, шитье, рисование, партнеров по деятельности и общению. Это позволит раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные особенности и возможности.
Дети старшего школьного возраста особенно нуждаются в содержательной жизни. Важно, чтобы свободное время было заполнено интересными для каждого из них делами.
При этом нужно помнить то, что в жизни человека очень короток период (приблизительно до 8 лет, когда общение с родителями предпочтительнее общения с друзьями. Не используя в полную меру уникальных возможностей этого периода, родители теряют и возможность стать своему ребенку родными по духу людьми. При совместном времяпрепровождении ребенок получает радость от общения, дружбы с близкими людьми. Только на этом фоне возможны пробуждение и закрепление речевых умений, постижение новых знаний, впечатлений, формирование правильных речевых образцов [2, 64]. Основным методом развития связной речи в повседневном общении является разговор родителей с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения родителей с детьми в повседневной жизни. Общение родителей с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Разговор родителей с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в семье создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. В этом случае главным в общении являются понимание, признание и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность. 9 Родители могут разговаривать с детьми по любому удобному поводу, в разное время. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с родителями, спрашивает, рассказывает о чем-то. Речь родителей может быть оформлена по-разному: и в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений. Научив ребенка ведению диалога к началу школьной жизни, мы научим его общению, в котором между собеседниками возникает заинтересованность миром другого человека, обоюдное взаимодействие и доверие. Беседы детей с родителями должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи [1, 25]. Одним из основных условий полноценного развития речи ребенка является владение образцовой речью самих родителей. Поэтому забота о совершенствовании своей речи – нравственный и общественный долг каждого родителя. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка. Отсутствие культуры речи у родителей проявляется, например, в том, что родители неправильно произносят слова: вместо [што] говорят [чо], вместо [оттуда]говорят [отудава], вместо [если] говорят [еслив] и др. ,; неправильно строят словосочетания: например, говорят «оплачиваю за детский сад» (вместо оплачиваю детский сад, «описываю о впечатлениях» (вместо описываю впечатления или пишу о впечатлениях); придают словам неправильный смысл: например, слово сокрушенно (печально) употребляет в значении «сокрушительно» («сильно», слову причудливый (вычурный) придают значение «чудесный»; используют слова паразиты; неуместно употребляют слова, грамматические формы, интонацию: могут вставить просторечное слово в официальную речь; могут говорить крикливым или капризным, визгливым тоном, употреблять снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми, говорить тихо, быстро и неотчетливо и т. д. Обладать культурой речи – значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации, но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи [1, 13]. Для дошкольников представление о стиле речи связано, прежде всего, с представлением о речевом этикете, и определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, доброжелательность, собственное достоинство определяются в определенном речевом поведении); кроме того, совершенствование стилистического чутья ребенка является средством его эстетического воспитания. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в семье целиком зависит от качества речи родителей. В совместной работе с родителями, одной из наших задач является педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное – мы целенаправленно стремимся вызвать у родителей интерес к собственному ребенку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка осуществить формирование речевых умений. Данная задача реализуется через информационно-аналитические, информационно-ознакомительные и информационно-просветительские формы организации общения с родителями, а также в ходе индивидуальных бесед. Нашей с родителями общей задачей при работе по развитию речи в старшем дошкольном возрасте, является 10 активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания. Необходимо, чтобы усилия работы детского учреждения, которое посещает ребенок, поддерживались в семье. К сожалению, сложилась порочная практика: как только ребенок поступает в ДОУ, некоторые родители перестают с ним заниматься, считая это обязанностью профессионалов. Родители должны продолжать заниматься развитием речи детей до тех пор, пока у них существует такая потребность. Таким образом, эффективное развитие речи детей зависит не только от работы педагогов дошкольного образования, но и от качества речи родителей и их умения строить систематическое, последовательное, целенаправленное общение со своим ребенком. Овладение детьми дошкольного возраста правильной, точной, понятной, чистой, богатой, разнообразной и выразительной речи создаст надежную основу для их успешного школьного обучения и развития коммуникативной сферы при дальнейшей социализации. Литература: 1. Арушанова, А. Сценарии активизирующего общения в семье / А. Арушанова, Т. Юртайкина // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 12; 1995. – № 2,4,5. 2. Максаков, А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье : пособие для родителей и воспитателей: для занятий с детьми от рождения до семи лет / А. И. Максаков. – Москва : Мозаика-Синтез, 2006. – 107с. 3. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушаков, Е. М. Струнина. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 288с.