МААМ-картинки

Содержание работы педагога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Татьяна Ширшова
Содержание работы педагога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из главных задач при работе с детьми - это включение детей в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, а также в ходе режимных моментах.

В последнее время огромное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие отклонения психического и физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Воспитание и обучение детей с особыми потребностями является одной из основных задач общества, где каждый сможет чувствовать свою востребованность. Нужно дать каждому ребенку реализовать свой потенциал, быть полноценным членом толерантного общества. Дети с ОВЗ в ДОУ-это одна из проблем детского сада. Процесс адаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагога. Работа с детьми с ОВЗ имеет коррекционный характер и носит углубленную связь с семьей. Это одна из самых сложных категорий родителей. Некоторые родители (законные представители) не могут принять то, что их малыш «особенный». Родители в большинстве понимают проблемы своих детей и признают необходимость усиленного взаимодействия с педагогами, специалистами. Детский сад становится основным социальным центром помощи детям и родителям. На протяжении первых лет жизни ребенок с ограниченными возможностями проходит огромный путь физического и психического развития. Решающую роль в этом играет воспитание. В связи с этим на воспитателя ложиться огромная ответственность за создание благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. В дальнейшем дети успешно адаптируются в школе и других образовательных учреждениях.

Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет те же потребности, что и здоровый, и плюс особые.

План изучения ребенка с ОВЗ включает в себя следующие мероприятия:

- беседа с родителями;

- изучение медицинской карты ребенка;

- изучение физического и психического развития ребенка. Под руководством специалистов: учителя-логопеда, педагога- психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и педагога дополнительного образования (хореография) разрабатывается индивидуальная образовательная программа на каждого ребенка, т. е. индивидуальный образовательный маршрут. На основе рекомендаций специалистов воспитатель организует совместную и самостоятельную деятельность ребенка; воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает мелкую и общую моторику; создает благоприятный климат в группе, применяет здоровьесберегающие технологии, учитывая особенности воспитанника; консультирует родителей об индивидуальных особенностях ребенка и формировании у ребенка навыков самообслуживания. Огромную роль в повышении эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды – системы условий обеспечивающих полноценное развитие всех видов деятельности. Нужно учитывать, что дети с ОВЗ имеют характерные моторные трудности, низкую трудоспособность, двигательную расторможенность, это требует корректировки в режиме дня, для приема пищи и культурно-гигиенических процедур. В процессе образовательной деятельности сочетать индивидуальный и дифференцированный подход, что способствует участию детей в жизни коллектива. Взаимодействие всех детей группы способствует формированию гуманности и терпимости, принятие «особых» детей как равноправных членов общества, формирует навыки коммуникации и межличностного взаимодействия. Коррекционную работу начинают с индивидуальных игр, постепенно привлекая ребенка к играм в малых подгруппах и позднее к коллективным. Так же педагогам нужно применять дыхательную (гимнастика по Стрельниковой) и артикуляционную гимнастики, гимнастику для глаз, логопедические и релаксационные упражнения, массаж кистей рук и стоп для активации биологически активных точек с использованием сенсорных троп, ребристых дорожек, тактильных ковриков и панно, используются шнуровки, бизиборды, наборы для развития мелкой моторики Монтессори,трафареты, эспандеры для пальцев и кистей рук. Пальчиковая гимнастика в сочетании с чтением малых стихотворных форм служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, внимания, памяти. Очень хорошо воспринимается детьми народный фольклор в сочетании с пальчиковыми играми, что помогает привить детям любовь и патриотические чувства к родным истокам. Эмоциональное напряжение снимают игры с водой и песком, они способствуют развитию воображения и фантазии, познавательной деятельности у детей. Общие правила коррекционной работы педагога ДОУ с детьми ОВЗ:

- индивидуальный подход к каждому ребенку;

- предотвращение утомляемости ребенка (чередование деятельности, преподнесение материала небольшими дозами);

- использование красочного дидактического материала и средств наглядности;

- использование методов активирующих познавательную деятельность;

- включать в работу всех детей, независимо от дефекта, разработать для каждого индивидуальный развивающий маршрут;

- давать короткие и четкие инструкции и указания;

- учитывать что для выполнения задания ребенку требуется больше времени чем остальным детям;

- снизить требования к аккуратности в начале работы с ребенком, это формирует чувство успеха;

- предоставить ребенку возможность выбора;

- договариваться с ребенком и проговаривать совместные действия;

- создать атмосферу психологической безопасности и доброжелательности, благоприятный микроклимат в группе;

- поощрять ребенка сразу за каждый успех, помочь каждому ребенку в развитии веры в себя и свои возможности.

Перед детским садом и семьей стоят единые задачи - общественное и семейное воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ должно гармонично сочетаться друг с другом, от согласованных действий педагогических работников ДОУ и родителей, от единства требований к ребенку зависит успех коррекционно- развивающей работы в ДОУ. Только в тесном содружестве с семьей детский сад сможет создать и обеспечить благоприятные условия для полноценного воспитания и развития дошкольника с ОВЗ.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы»Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» Фотоотчет «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» (из опыта работы)Экологическое воспитание – одно из важных.

Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Пятый день Недели психологии. Цель: развитие психических функций у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развитие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Содержание работы педагога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 11 февраля 2025 в 10:24
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание работы педагога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ширшова (УИ 206864) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД