ЕРОВЕНКОВА СВЕТЛАНА
Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик»
Фатежского района Курской области
на тему :
у детей дошкольного возраста»
Составитель:
Еровенкова Светлана Владимировна
воспитатель группы № 2
Публикация «Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
г. Фатеж
2016г.
Разработка и анализ копспекта по самообразованию
Автор разработки : воспитатель, Еровенкова Светлана Владимировна
Название: самообразование
Форма: игра
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Возраст детей : 4-5 лет
Образовательные области:
1. Познавательная
2. Социально-коммуникативная
3. Речевая
4. Физическая культура
5. Художественно-эстетическая
1. Словесный метод (вопросы к детям, уточнение, напоминание, восприятие на слух заданий, загадок, словестной игры)
2. Наглядно-действенный (рассматривание изготовления солнышка, фигуры животных (мамы и детёныши, рассматривание осених листьев)
3. Практический метод (самостоятельное изготовление солнышек, работа с трафоретом, карандашами)
4. Игровой метод (пальчиковая игра «Как живёшь?», Игровое задание «Чья мама?»)
5. Контроля и стимуляции (одобрение, похвала, поощрение)
6. Двигательный (физминутка «Снежинки»)
7. Сюрпризный («волшебный сундучок» с загадками и заданиями по каждому времени года (весна, лето, зима, осень, сладкие угощения для детей в конце занятия)
Виды деятельности: игровая, социально-коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно-исследовательская
Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр, паличиковых игр.
Задачи: Развивать мелкую общую и мелкую моторику кистей рук;
у детей 4-5 лет посредством пальчиковых игр;
- Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;
- Учить детей элементам пальчиковой гимнастики, которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение;
- Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
- Продолжать учить проговаривать и запоминать за воспитателем потешки, пальчиковые игры; развивать активную речь у детей 4-5 лет, ее выразительность, эмоционально отзываться на содержание потешки;
- Отрабатывать аккуратность при складывании и наклеивании элементов солнца
- Закрепить знания детей о временах года по характерным признакам
- Побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова.
- Развивать зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений;
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.
- Воспитывать интерес к процессу и результату работы, желание довести начатое дело до конца.
Предварительная работа :
• чтение художественной литературы;
• пальчиковые игры;
• слушание произведений о временах года;
• складывание разрезных картинок;
• сортировка различного материала;
• рисование по точкам;
• штриховка;
• раскраски;
• отгадывание загадок.
Ход занятия:
Вед: Здравствуйте дети, здравствуйте гости. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по временам года, каждое из которого по-своему прекрасно, полно загадок и сюрпризов. В путешествие отправятся только те ребята, которые расскажут, как у них дела. А сделаем мы это с помощью игры.
Разминка:
Пальчиковая игра «Как живешь?»
Ход игры: Дети делают движения руками по тексту.
- Как живешь? - Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь? - Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь? - Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)
Вед: Молодцы, ребята. Вы все отправляетесь в путешествие по временам года. Какие времена года вы знаете?
Дети отвечают: (Зима, Весна, Лето, Осень)
Вед: Правильно, ребята. У нас есть четыре времени года: весна, лето, осень, зима. Дети я приготовила для нашего путешествия «волшебный сундучок». В нем хранятся загадки, игры, творческие задания, которые помогут нам путешествовать. И в какое время года мы сейчас попадем, нам подскажет «волшебный сундучок». А поможет нам – достать задание из сундучка … (вызывает ребёнка).
ВЕСНА
Загадка о весне
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла. (весна)
Вед: Правильно, дети это – весна. А что происходит весной в природе.
Дети отвечают (тает снег, растет трава, прилетают птицы)
Вед: Правильно, ребята. А еще весной у всех животных появляются детки. (воспитатель расставляет взрослых животных на зелёной травке) Посмотрите, ребята, дети этих животных заблудились и хотят скорее вернуться к своим мамам. Давайте им поможем. Каждый из вас достанет из мешочка детеныша животного, назовет его и поставит к своей маме.
(Дети достают детенышей, называют и ставят к мамам).
Вед: Молодцы, ребята. Вы помогли малышам вернуться к мамам. А сейчас пора выбрать следующее время года. Выбрать его нам поможет … (вызывает ребёнка) – достает загадку.
ЛЕТО
Загадка о лете
Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило.
(Лето)
Вед: Посмотрите, что у нас в сундучке появилось, когда мы попали в лето?
(Показывает солнышко).
Дети отвечают: Солнышко.
Вед: Какого оно цвета? (желтого)
А какой формы? (круглое)
Молодцы, ребята. Но посмотрите нашему солнышку чего то не хватает? (лучиков)
Давайте мы сделаем лучики нашим солнышкам.
Ход изготовления «Солнышка».Дети приклеивают на желтые круги (солнышки) лучики.
Вед: Молодцы, ребята, посмотрите, какие чудесные солнышки у нас получились. Давайте прикрепим их к доске. (прикрепляют «солнышки» магнитами) А тетерь путешествуем дальше.
Ребята, можно следующее время года выберу я.
Дети: Да.
ЗИМА
Загадка о зиме.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (зима)
Физминутка.
А теперь давайте выдем на ковер и немножко поиграем.
Мы пойдем в зимний лес.
Сколько там вокруг чудес!
Снежинки в небе кружаться
И на ладошки садятся!
Давайте представим, что к нам на ладошки упали снежинки, сначала на левую, а потом на правую. Сдуваем снежинку. Вдохнули носиками и сдули снежинку с правой руки. Вдохнули носиками, сдули снежинку с левой руки. А теперь и мы с вами превратимся в снежинок легких и пушистых. Покружились вокруг себя в право, потом в лево. А теперь подула метель, сильный ветер и собрал снежинки в большой сугроб. (Дети садятся на корточки в центре ковра). А теперь снова подул лёгкий ветерок и закружил снежинки в хороводе.
В лес мы дальше не пойдём
По дорожке вернёмся в дом!
Молодцы мои снежинки, очень красивый хоровод у нас получился, а теперь сели на свои места.
А теперь продолжаем наше путешествие.
ОСЕНЬ
Загадка про осень
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
Задание «Биологический сундучок»
Оборудование: сундучок, контуры - листья деревьев (по количеству детей, бумага, карандаши.
Ребенок берет «биологический сундучок», достает из него контуры листьев разных деревьев (клен, береза, дуб и т. д.) и кладет на чистый лист бумаги.
Вед:А скажите почему наши листики желтые, красные, оранжевые. (потому что это осенние листочки)
Ребенок обводит контуры листьев с «биологического сундучка» на бумаге, штрихует, называет с кокого дерева у него листик.
Молодцы ребята, смотрите, какие красивые листики у нас получились.
А теперь давайте соберем ваши листики в наш осенний сундучок (и так же складываем карандаши и трафареты)
Молодцы ребята на этом наше путешествие закончилось. Давайте с вами вспомним, что мы делали весной, зимой, осенью, летом. Что вам больше всего понравилось? Сегодня мы с вами сделали солнышко, которое нас согревает и радует в любое время года. Вы заберёте их домой, и пусть они напоминают вам о нашем путешествии.
Самоанализ самообразования в группе среднего возраста №2 (4-5 лет)
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошколного возраста»
Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр, паличиковых игр, рисования.
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
Задачи: Развивать мелкую общую и мелкую моторику кистей рук;
у детей 4-5 лет посредством пальчиковых игр;
Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;
Учить детей элементам пальчиковой гимнастики, которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение;
Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
Продолжать учить проговаривать и запоминать за воспитателем потешки, пальчиковые игры; развивать активную речь у детей 4-5 лет, ее выразительность.
Отрабатывать аккуратность при складывании и наклеивании элементов солнца
Закрепить знания детей о временах года по характерным признакам
Побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова.
Развивать зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений;
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.
Воспитывать интерес к процессу и результату работы, желание довести начатое дело до конца.
Виды деятельности: игровая, социально-коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Словарная работа : название животных, деревьев, листьев, времен года, «Дайте, пожалуйста», «Помогите, пожалуйста», «Здравствуйте», «Спасибо», «Досвидание»
Использовались методы.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики детей. Во время проведения дидактических игр, пальчиковых игр использовала следующие методы:
Словесный метод
Наглядно-действенный
Практический метод
Игровой метод
Контроля и стимуляции
Двигательный
Сюрпризный
Планируемый результат: дети самостоятельно выполняют предложенные им задания.
Работу с детьми проводила по следующим направлениям:
• пальчиковые игры,
• игры с предметами,
• дидактические игры.
Предварительная работа :
• чтение художественной литературы;
• загадование загадок;
• рассматривание картинок на тему «Животные»;
• дидактические игры «Чья мама?» (животные, «Узнай на ощупь», «Что сначало, что потом» (времена года, «Когда это бывает?» (времена года).
• пальчиковые игры;
• слушание произведений о временах года;
• складывание разрезных картинок;
• сортировка различного материала;
• рисование по точкам;
• штриховка;
• раскраски;
• отгадывание загадок.
Индивидуальная работа : побуждать к активной деятельности малоактивных детей
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в заняти.
При планировании и проведении занятия учитывался уровень развития, объём знаний и умений, которыми владеет каждый ребёнок на данном возрастном этапе.
Занятие включало в себя игровые ситуации, которые способствовали наилучшему усвоению предложенного познавательного материала и максимально активизировали умственную деятельность детей.
Удержать внимание детей старалась изменением интонации голоса (тише-громче, наводящими вопросами, напоминаниями. Окончание занятия подводилось путем подведения итогов, оченки, поощрения.
Я считаю, что поставленные цель и задачи были достигнуты, дети вели себя эмоционально, активно, заинтересовано, увлечённо. Во время творческой деятельности старались добиться желаемого результата, получили радостное впечатление от своих работ. С поставленной целью и задачами я и дети справились.