Наталья Дзява
План по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание нравственных качеств детей
дошкольного возраста
посредством русских народных сказок»
Актуальность.
«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений».
Публикация «План по самообразованию „Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека.
В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства. Оценивая поступки героев, дети учатся понимать и свои проблемы. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок выбирает самое привлекательное в его поступках, тем самым у него формируются основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказка также помогает принять ребенку неоднозначность всех жизненных процессов, увидеть их противоречия, помогает адаптироваться в этом сложном мире. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Именно сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.
Следовательно, сказка может служить средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема, актуальна на сегодняшний день.
Целью работы является воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Выполнение цели достигается путем решения следующих задач:
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;
2. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
3. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.
4. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других
6. приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.
Методы работы со сказкой
1)Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
2)Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
3)Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
4)Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
5) Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Перспективный план работы
Содержание работы Форма работы Сроки реализации
1. Ознакомление с нравственными качествами дошкольников.
2. Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме. Наблюдение.
Изучение и подбор литературы. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.
Сентябрь
1. КонспектНОД
2. Организация дидактической игры
1) Изготовление д/и;
2) Знакомство с правилами.
3) Работа с родителями Игра – беседа «Неделя добра»
Цель: Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках. Закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них.
Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинкам»
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитание ребенка».
Октябрь
1. Театрализованная постановка
2)Организация театрализации
3) Работа с родителями Сценарий постановки русской народной сказки «Теремок».
Цель: Создать благоприятные условия для творческой активности детей по средством игры-инсценировки. Развивать личность ребёнка, обогащать активный словарь детей; Воспитывать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образ, побуждать их к созданию новых образов.
Изготовление тантамаресок
Папка-передвижка «Воспитание сказкой» Ноябрь
1. Составление картотеки
2. Работа с родителями:
а) Совместное творчество педагога и детей;
б) Изготовление
книжки – малышки. Картотека загадок
"Русские народные сказки".
Цель: активизация знаний детей о русских народных сказках.
Консультация для родителей «Как изготовить книжки-малышки» Декабрь
1. Конспект НОД
2. Изготовление иллюстраций.
3. Работа с родителями Конспект НОД «В гостях у сказки»
Цель: Воспитывать любовь к литературным произведениям; закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях.
Вспомнить с детьми героев знакомых русских народных сказок; Способствовать развитию связной диалогической речи, памяти.
Изготовление альбома «Сказочные герои»
Памятка для родителей «По дорогам сказок».
январь
1. Пополнение уголка театрализации атрибутами.
2. Составление картотеки пальчиковой гимнастики.
3. Работа с родителями Изготовление масок-ободков для инсценировок сказок.
Картотека пальчиковой гимнастики по мотивам народных сказок.
Консультация для родителей «Воспитание сказкой»
Февраль
1. Организация НОД.
2. Разработка дидактической игры
1) Изготовление д/и;
2) Знакомство с правилами.
2. Работа с родителями Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам». Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.
Дидактическая игра «Сложи картинку»
Консультация для родителей
«Роль сказки в жизни ребенка»
Март
1. Конспект НОД
2. Разработка дидактической игры
1)Изготовление д/и;
2)Знакомство с правилами.
3. Работа с родителями Конспект НОД «Любимые сказки»
Цель: Развивать у детей творческое воображение, мышление, память.
Дидактическая игра «Узнай по силуэту»
Папка-передвижка «Роль книги в развитии ребенка».
Апрель
1. Проведение анкетирования с родителями.
2. Организация выставки
3. Разработка дидактической игры 1)Изготовление д/и;
2)Знакомство с правилами.
4. Обогащение РППС. Анкета «Воспитание нравственных качеств детей дошкольноговозраста посредством русских народных сказок»
Совместная деятельность детей и родителей. Семейная выставка поделок "Герои сказок".
Дидактическая игра «Из какой мы сказки?»
Изготовление атрибутов к сказке «Репка» в театральный уголок.
Изготовление атрибутов героев сказки Май
Самоанализ о проделанной работе
в своей группе.
Отчет о проделанной работе Май
При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:
1. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
2. Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В БережноваИльин И. : «Духовный мир сказки».
3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей.
Просвещение 2001г.