Лаптева Любовь Егоровна
«Нерпа — ластоногий символ Байкала». Конспект ООД по познавательному развитию в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Создать условия дляформированию первичных ценностных представлений о нерпе, строении её тела, способах передвижения, питания, заботе о потомстве.
Задачи
Образовательные :
- Учить устанавливать связи между внешним видом животного и средой обитания.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, желание знать о нерпе больше.
- Развивать память, слуховое внимание, зрительное восприятие, мышление, воображение.
- Развивать координацию речи и движения.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира.
- Продолжать учить радоваться окружающему миру.
- Воспитывать любовь к природе.
Материалы и оборудование: конверт с письмом, иллюстрации оз. Байкал, игрушка нерпа, для сюрпризного момента, раскраски, мольберт, для д/и: картинки нерпы, нерпёнка, диких животных: лисы, медведя, зайца, белки, запись «Звук прибоя», «Плач нерпёнка», набор картинок для д/и «Что кушает нерпа»: рыба, молоко, конфета, овощи, фрукты.
Предварительная работа : Работа по проекту
Ход занятия:
Организационный момент «Подари улыбку»
(установление эмоционального контакта).
Воспитатель:
- Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята! Я рада приветствовать Вас всех на нашем занятии. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.
- Ребята, посмотрите в окно, что там светит и улыбается нам? (Солнце)
- Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок им станет теплее и уютнее.
Воспитатель: но вы должны знать, что при встречи люди не только улыбаются друг другу, но и еще и здороваются. И я предлагаю вам сейчас поздороваться в первую очередь с самим собой, друг с другом и с нашими гостями).
Музыкальная композиция «Здравствуйте ладошки»
-Ребята, вы любите путешествовать? (да)
Введение в ситуацию.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня утром нам пришло письмо. Давайте его вместе прочитаем (Читаем: «Дорогие ребята, я жду вас к себе в гости на озеро Байкал, мне нужна ваша помощь. Ваш друг.»)
- Вы согласны помочь другу? Тогда срочно отправляемся на это удивительное озеро, но чтобы быстрее туда добраться, мы полетим на вертолёте, согласны? Приготовились.
Физминутка: «Вертолёт»
Вот мотор затарахтел. Вращают руками, согнутыми в локтях,
У-у, как быстро полетел. Руки в стороны
Полетел над лугом, По большому кругу Двигаются по кругу друг за другом. .
А потом поднялся в горы, Поднимают руки вверх.
А с горы в ущелье. Опускают руки вниз
Вот и озеро БАЙКАЛ, Разводят руки в стороны
А над морем - мы с тобою! ладони к себе
Достаём парашют. кружатся.
Парашюты все раскрылись,
Дети мягко приземлились. Садятся на стульчики
Воспитатель:
- Вот мы прибыли на место, посмотрите, какое красивое озеро Байкал (показ слайдов) Байкал озеро удивительное, такое большое, что его называют морем. Оно самое глубокое и очень красивое, а вода в нем чистая прозрачная, эту воду можно пить. (последний слайд оставить лайд оставить)
- Но где же наш друг, что-то его не видно?
- Ребята, вы слышите, кто-то где-то плачет (Включить «Плач нерпёнка»,
- кто бы это мог быть, как вы думаете? (ответы детей)
- Давайте (в стороне изображено оз. Байкал)
- Нечего не видите! Посмотрите в воде, на камнях кто- то есть!
- Как же нам добраться до нашего друга, на чем мы можно передвигаться по воде (ответы детей)
- Тогда быстрей делайте себе лодку. (Дети выполняют построение.)
- Все построили лодки? Садитесь в лодку и поплыли. (Включить звук Байкала»)
Малоподвижная игра «Плывем на лодочке».
Дети сидят на стульях или на ковре.
По команде воспитателя дети сгибают и разгибают руки в локтевом суставе, имитируя греблю, и проговаривают «Уу- ух».
-Вот ты где спрятался. (достает игрушку нерпёнка). Но почему ты такой грустный, малыш? Я сейчас спрошу у него, что случилось?
- Он грустит, потому что недавно родился и не знает, кто он такой? Вы хотите ему помочь, ответив, что это за зверь? Я знаю, что мы сможем помочь нашему другу.
- Вы знаете кто это? (ответы) Что можно сказать про Нерпенка? (ответы)
Обобщение: нерпенок маленький, белый, мягкий, пушистый, он любит плавать.
Актуализация знаний и умений
- Для того чтобы узнать, чей малыш и кто его мама, давайте поиграем в игру «Найди детёныша»
дид. игра «Найди детёныша»
- на мольберте выставлены фигурки диких животных: лисы, волка, медведя, белки, нерпы и их детёныши, дети подставляют друг к другу фигурки животных)
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
Затруднение в ситуации
- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, где живут животные: лиса, медведь, заяц, белка? (ответы детей)
- А наш маленький гость? Что это за животное? Чем питается нерпа? Чем любит заниматься? А вы знаете, как называют детёныша нерпы, и чем мама кормит своего малыша? Да, ребята, о нерпе знаем немного. А хотите узнать больше об этом удивительном животном? Прослушайте стихотворение.
Релаксация (слушание звуков прибоя)
«Открытие» нового знания
Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо – чаша.
Это озеро Байкал
В окруженье диких скал.
В байкальских сугробах заснеженных,
В берлоге – норе ледяной
Родился нерпёночек нежный
У нерпы студёной порой.
- Я предлагаю вам рассмотреть нерпу (показ слайда – нерпа, нерпёнок) и послушать о ней рассказ.
Рассказ воспитателя о нерпе. (С сопровождением слайдов) - Нерпы живут на Байкале. В воде она двигается очень быстро и уверенно, в этом ей помогают ласты, и поэтому её называют ластоногой. Когда Байкал замерзает полностью, покрываясь льдом, то по твёрдому льду нерпе приходится передвигаться труднее, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходит к скачкам. Взрослая нерпа питается рыбой. Детёнышей нерпа рождает в снежном логове весной. Обычно у нерпы рождается один детёныш, а иногда два детёныша. Шкурка малышей белого цвета, отсюда и название - белёк. Какое- то время детёныш проводит только внутри логова, питаясь молоком матери. Мать проявляет заботу о малыше, отлучаясь лишь на время охоты. В присутствии матери внутри логова тепло. Зимует нерпа на льду в логовищах под снегом, а дышит только через запасные отверстия во льду. Эти отверстия нерпа делает, разгребая снизу лёд когтями передних конечностей.
Осмысление
Воспитатель :
- Ребята вам понравился рассказ о нерпенке и его маме
- Нерпёнку тоже понравился о нём рассказ, и он больше не будет плакать. Ведь он теперь знает кто его мама.
А на прощание он хочет подарить вам подарок: раскраски, давайте ему скажем «Спасибо и до свидания»(благодарим). А теперь нам пора возвращаться в детский сад
- Поплыли назад на берег (Включить звук Байкала)
- а теперь полетели в детский сад на самолете
Подвижная игра «Самолёты»
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать». Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя:«Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - дети садятся на скамейку.
Воспитатель:
- Ребята вам понравилось наше путешествие?
- Где мы сегодня были?
- На чем мы путешествовали,
- Ребята, у кого мы были в гостях?
- Что нового мы узнали о нерпе?
- Кому мы можем об этом рассказать?
Воспитатель: Вы у меня большие молодцы! Давайте похвалим себя – Скажем – Мы Молодцы