шакирова наталья сергеевна
План самообразования учителя-логопеда «Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции нарушения развития у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы самообразования
В современном мире проблема нарушений речи у детей является особо острой. Количество детей с тяжелыми нарушениями речи увеличивается год от года. Следовательно, поиск новых современных путей коррекции ТНР у детей дошкольного возраста является одним из основных направлений в логопедической практике.
Публикация «План самообразования учителя-логопеда „Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции нарушения развития у дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедическая работа. Самообразование
- Логопедические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. Нарушения речи приводят к торможению познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с трудом понимает инструкции и удерживает программы, теряя при этом смысловые и логические связи (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Ткаченко Т. А.); происходит нарушение коммуникационного компонента (Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Гаркуша Ю. Ф. и др., торможение ведущей деятельности этого возраста – игровой (Струнина Е. М., Ткаченко Т. А. и др.). Все эти факторы негативно отражаются на психическом развитии ребенка-дошкольника.
Речевые процессы являются высшей психической функцией человека, они развиваются в процессе онтогенеза по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую показывая уровень актуального психического развития. По мнению ряда исследований, в том числе А. В. Семенович, развитие речи на всех этапах невозможно без активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения. Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо иметь представление о формировании психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.
Нейропсихология – раздел клинической психологии, наука, которая изучает мозговую организацию психических функций; исследует, какие зоны мозга работают при осуществлении различных психических функций. Основоположником отечественной нейропсихологии является А. Р. Лурия. Можно сказать, что нейропсихолог, вооруженный знанием онтогенеза различных форм психической деятельности и механизмов их функционирования в норме и патологии, может квалифицированно произвести системный анализ нарушений высших психических функций (Глозман Ж. М., 2012).
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в логопедической практике доказана. Этот подход является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он позволяет задействовать в коррекционной работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.
Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективной работы учителя-логопеда ДОУ. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный, системный подход к коррекции речевого и психического развития ребенка. Современные возможности позволяют осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приёмов нейропсихологии.
Цель самообразования : Повышение собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме: «Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции нарушения развития у дошкольников».
Задачи работы по теме самообразования :
1. Изучить научную литературу по данной теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Освоить базовые нейропсихологические игровые коррекционные технологии.
3. Внедрить в образовательной процесс нейропсихологический подход в области коррекции ТНР детей дошкольного возраста.
4. Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения нейропсихологического подхода.
5. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета играми и пособиями по нейропсихологическим и телесно- ориентированным техникам.
6. Заинтересовать педагогов возможностями применения нейропсихологического подхода для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся у них недостатков.
7. Просветить родителей в вопросах развития высших психических функций у детей с ТНР с использованием нейропсихологического подхода, кинезиологических приемов и метода межполушарного взаимодействия.
8. Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.
9. Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.
Предполагаемый результат:
• владение инновационными педагогическими технологиями коррекции ТНР у детей старшего дошкольного возраста;
• повышение эффективности логопедических занятий за счет использования нейропсихологического подхода;
• повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.
Форма самообразования : индивидуальная.
Срок реализации: 2 года (2023 – 2024, 2024-2025, уч. г. г)
Реализация программы по самообразованию рассчитана на два года, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
Этапы работы:
1. Ознакомительный этап
(сентябрь-октябрь 2023 года)
Цель: Планирование работы по теме самообразования, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. Знакомство с современными тенденциями в области нейропсихологии, изучение инновационных нейропсихологических технологий.
2. Практический этап
(октябрь 2023г. – май 2024, сентябрь 2024 – апрель 2025г.)
Цель: практическое применение знаний, умений, навыков в области нейропсихологии в логопедической работе по коррекции ТНР у старших дошкольников. Разработка методических и дидактических материалов по теме самообразования, трансляция своего опыта педагогам и родителям.
3. Отчетный этап
(в течение учебного года; май 2025г.)
Цель: Подведение итогов работы по теме самообразования, определение перспектив в работе. Демонстрация опыта работы по данной теме на педагогических советах, заседаниях МО, родительских собраниях. Оформление папки или опыта работы по теме самообразования.
Источники самообразования :
• специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
• интернет-ресурсы и медиа-информация;
• семинары – практикумы, конференции;
• дистанционные курсы повышения квалификации.
Содержание работы по теме самообразования на каждом этапе.
Содержание работы Сроки реализации Предполагаемый результат, продукт деятельности
1. Ознакомительный этап работы по теме самообразования
1. Выбор темы по самообразованию на два года, формулирование цели и основных задач, осмысление последовательности своих действий при работе над темой по самообразованию, прогнозирование результата работы.
Август – сентябрь 2023 Составление плана работы по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»
2. Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР» Сентябрь-октябрь 2023 Список литературы, создание электронной библиотеки по теме самообразования, по возможности приобретение печатных материалов и книг.
Список литературы представлен ниже и будет пополняться в ходе работы над темой.
2. Обзор передового педагогического опыта в области использования методов нейропсихологии, кинезиологии и межполушарного взаимодействия в логопедической работе по коррекции ТНР у детей старшего дошкольного возраста (через сеть Интернет) Сентябрь-октябрь 2023 Ознакомление с опытом российских и зарубежных (по возможности) коллег в области использования нейропсихологических знаний в логопедии.
2. Практический этап работы по теме самообразования
1. Освоение и внедрение в логопедическую практику базовых нейропсихологических технологий в коррекции ТНР детей старшего дошкольного возраста, разработка дидактических материалов по теме самообразования В течение двух лет 2023-2024 уч. г.
2024-2025 уч. г. Создание, оформление игр, пособий и картотек по развитию речи детей с ТНР с использованием нейропсихологического и кинезиологического подходов, метода межполушарного взаимодействия.
2. Поиск и прохождение курсов повышения квалификации по теме самообразования (не менее 36 часов); активное и постоянное участие в он-лайн семинарах и вебинарах по теме самообразования (например, на порталах Мерсибо, «Солнечный свет», «Инфоурок» и др.) Курсы повышения квалификации – в течение
2023-2024 уч. г.
Семинары и вебинары – постоянно в течение двух лет.
Удостоверение о повышении квалификации;
Сертификаты о прохождении вебинаров.
3. Постоянное участие в конкурсах профессионального мастерства с разработанными дидактическими материалами по теме самообразования, публикация материалов в сети Интернет на учительских сайтах и порталах (Инфоурок, НС-портал и др.) Постоянно в течение двух лет. Свидетельства о публикации, Грамоты за участие в конкурсах.
4. Организация активной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда с учётом современных требований Октябрь 2023- апрель 2025 гг. Оснащение логопедического кабинета (по возможности) кинезиологическим оборудованием: рокерборд, межполушарные доски, «умные мячики», мешочки с песком, деревянная напольная стенд-мишень, полусферы массажно-балансировочные, подушка балансировочная и др.
Изготовление и приобретение тактильно – кинестетического оборудования: сенсорный материал, колючие коврики, тренажёры, массажёры.
5. Нейропсихологическая диагностика дошкольников с ТНР. Сентябрь 2023 (старшая группа)
Сентябрь 2024 (подготовительная группа) Анализ показателей уровня развития детей.
6. Внедрение в коррекционно-образовательный процесс современных нейропсихологических технологии : создание перспективного планирования по внедрению нейропсихологического подхода, кинезиологических методов и межполушарного взаимодействия в коррекционную работу учителя-логопеда на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях; разработка конспектов занятий и домашних заданий В старшей группе – октябрь 2023-май 2024,
В подготовительной группе октябрь 2024 – апрель 2025 Перспективное планирование, конспекты, домашние задания с использованием заданий на межполушарное взаимодействие и кинезиологических упражнений.
7. Выступление с консультациями-презентациями на родительских собраниях по теме самообразования сентябрь 2023
сентябрь 2024 Консультация-презентация для родителей по теме: «Нейрогимнастика как средство развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»
Консультация-презентация по теме: «Использование приемов кинезиотерапии в домашних условиях при выполнении методических рекомендаций учителя-логопеда» .
8. Работа с родителями по теме самообразования (кроме родительских собраний)
А) Разработка памяток и буклетов для родителей
Б) Оформление информационного материала в уголке логопеда
В) Проведение мастер-классов или он-лайн консультаций с родителями в чатах Ватсап В течение двух лет Буклеты «Гимнастика мозга», «Рисование двумя руками: вред или польза»,
«Развитие межполушарного взаимодействия», «Кинезиология и биоэнергоплатика в работе учителя-логопеда» и др.
Папки-передвижки «Двуручное письмо», «Нейрогимнастика в домашних условиях», «Игры и упражнения на межполушарное взаимодействие», «Нейропсихологический подход в профилактике дислексии и дисграфии»
Индивидуальное консультирование родителей по выполнению домашних заданий
3. Отчётный этап работы по теме самообразования
1. Выступление из опыта работы на педагогическом совете по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР». После 1-1, 5 лет работы над темой Аналитический материал в виде презентации из опыта работы по теме: «Повышение качества речевого развития детей посредством внедрения нейропсихологических приемов и методов в логопедическую практику»
2. Обобщение и трансляция опыта для педагогов своего ДОУ, для учителей-логопедов методического объединения города и района:
А) Открытый показ занятия с применением базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития.
Б) Создание консультаций – презентаций и мастер-классов для педагогов ДОУ и учителей-логопедов МО по теме самообразования
В) Проведение деловой игры «Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда с детьми с ТНР (ОНР) дошкольного возраста» В конце второго года работы над темой (март- апрель 2025)
Конспект и презентация открытого занятия
Консультации-презентации из опыта работы:
1. Автоматизация звуков с приемами нейростимуляции : тактильно-кинестетическая нейростимуляция, нейростимуляция с помощью биоэнергопластики, модульная система нейростимуляции и автоматизации звуков;
2. Нейроигры как средство коррекции тяжелых нарушений речи
Сценарий деловой игры, ее проведение и анализ.
3. Оформление результатов работы по теме самообразования «Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции нарушения развития у дошкольников». Май 2025г. Анализ работы по самообразованию, отчёт
о проделанной работе, оформление папки по теме самообразования.
Методическая, дидактическая, научно-популярная литература для изучения по теме самообразования
1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
2. Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с. : ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
3. Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М. : «Издание книг ком», 2018. 176 с.
4. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста : Учебное пособие. – 6-е изд. – М. : Генезис, 2020. – 319 с. : ил.
5. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М. : Генезис, 2013. – 474 с.
6. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.
7. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).
8. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие / Под. ред. Л. С. Цветковой. – М., 2001.
9. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М. ,1993.
10. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - М. ,1973.
11. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М. ,1995.
12. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. - Ч1.– М. : АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.
13. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. – М. : АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.
14. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - Учебное пособие. – М. : Генезис, 2007.- 474с.
15. Сиротюк А. Л. Нейропсихологические и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003.
16. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. -60с.
17. Хомская Е. Д. Нейропсихология. - М., 1987г.
18. Тимощенко Е. Нейропсихологические занятия для детей / «Издательство АСТ, 2021 – (Легкий старт)
19. Соболева А. Е. Развитие мышления и речи с нейропсихологом. – Эксмодетство, 2019
20. Сунцова А. Рабочие нейротетради : влево-вправо. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019
21. Корепанова С. Рабочие нейротетради : играем и запоминаем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019
22. Белозерова Е. Рабочие нейротетради : думаем и анализируем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019
23. Соболева А. Е. Развитие пространственных представлений и моторики с нейропсихологом. – Эксмодетство, 2019
24. Соболева А. Е. Развитие внимания и памяти с нейропсихологом. – Эксмодетство, 2019
25. Методическое руководство для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по использованию нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. – Оренбург, 2021
26. Ибадов Я. С., Катаманова Д. Л. Прописи для гармонизации обоих полушарий мозга. – Симферополь, 2013
27. Баулина М. Е. Нейропсихология. – учебник для ВУЗов, - М:Владос, 2018
28. Глозман Ж. М. Нейропсихологическое обследование. Качественная и количественная оценка данных. – М:Смысл, 2012
29. Гончарова К., Черткова А., Наумова М. Нейропсихологические игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020
30. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – Питер, 2008