Боцулко Оксана
Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
. Грамматическая категория – ЛЕКСИКА
• Игра «Назови одним словом»
Цель игры: Формирование обобщающих понятий.
Ход игры: Игру можно проводить разными способами. Самый простой – предложить ребенку рассмотреть и назвать несколько картинок из одной группы, а затем ответить на вопрос: «Как можно назвать все эти предметы одним словом?». Если ребенок с легкостью выполняет это задание, можно усложнить игру. Ребенку предлагается несколько картинок с такой инструкцией: «Раздели все картинки на 2 (3,4) группы и скажи, почему ты их так разделил? Как можно назвать одним словом картинки из одной группы?»
Публикация «Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2020
Лексический материал:
обобщения – фрукты, овощи, игрушки, одежда, обувь, головные уборы, профессии, птицы, перелетные птицы, зимующие птицы, дикие животные, домашние животные, грибы, ягоды, транспорт, посуда, продукты питания, мебель, бытовые приборы, насекомые, цветы и др.
• Игра «Скажи наоборот»
Цель игры: Формирование слов-антонимов.
Ход игры: Игру можно проводить как на материале картинок, так и на материале слов (без картинного сопровождения) в зависимости от уровня развития ребенка. Ребенку дается задание: «Сейчас я тебе скажу слово, а ты скажи наоборот!» Логопед говорит и показывает «день», а ребенок подбирает картинку и говорит «ночь» и т. п.
Лексический материал:
Большой – маленький, высокий – низкий, теплый – холодный, широкий – узкий, стоять – лежать, вешать – снимать, день – ночь, лето – зима, длинный – короткий, добрый – злой, говорить - молчать, правда – ложь, толстый – тонкий, хороший – плохой, черный – белый и др.
• Игра «Кто больше назовет игрушек (фруктов и т. д.)»
Цель игры: Расширение словаря имен существительных.
Ход игры: Игра проводится между 2-3 детьми или между логопедом и ребенком. Логопед дает задание: «Играем в игру «Кто больше назовет игрушек – называем по цепочке». Дети начинают вспоминать и называть разные игрушки, или же ребенок с логопедом попеременно называет разные игрушки – имена существительные. Тот, кто не смог больше придумать ни одной игрушки – проигрывает и выходит из игры. Выигрывает тот, кто остался последним. Игра проводится постоянно на материале всех лексических тем.
Лексический материал:
Все изучаемые лексические темы: фрукты, овощи, игрушки, одежда, обувь, головные уборы, профессии, птицы, перелетные птицы, зимующие птицы, дикие животные, домашние животные, грибы, ягоды, транспорт, посуда, продукты питания, мебель, бытовые приборы, насекомые, цветы и др.
• Игра «Какие бывают собаки» (яблоко, кукла и т. д.)»
Цель игры: Расширение словаря имен прилагательных.
Ход игры: На начальном этапе обучения игра проводится на материале картинок. Перед ребенком на игровом поле раскладывается несколько картинок с разных изображением одного и того же предмета. Логопед спрашивает у ребенка: «Посмотри внимательно на картинки и расскажи, какие бывают собаки?» Ребенок должен подобрать к слову СОБАКИ как можно больше прилагательных: РЫЖИЕ, ЧЕРНЫЕ, БЕЛЫЕ, ДОРЫЕ, ЗЛЫЕ, МОХНАТЫЕ, ВЫСОКИЕ, НИЗКИЕ, БОЛЬШИЕ, МАЛЕНЬКИЕ и др. Игра проводится постоянно при изучении большинства лексических тем.
• Игра «Что делает ветер» (и др.)
Цель игры: Расширение словаря глаголов.
Ход игры: Игру проводят с 2-3 детьми одновременно. Им предлагается вспомнить, например, что делает ветер, и придумать как можно больше слов-действий. Например: ветер дует, листья срывает, воет, пыль поднимает, парус надувает, освежает, тучи подгоняет и др. Игру проводят постоянно при изучении большинства лексических тем. Например: «Что делают птицы?» или «Что делает кошка?» или «Что делают муравьи?». Выигрывает тот, кто придумает больше слов-действий.