Соломатина Валерия Валерьевна
План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Поддьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты
Публикация «План по самообразованию „Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания. Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»
Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи:
- совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- обогащать развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии родителей);
- повышать компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместную деятельность.
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т. к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
-развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, речь).
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей повысился уровень знаний по сенсорному развитию детей. Благодаря этим знаниям, родители создали дома условия для сенсорного развития ребёнка с подбором дидактических игр, игрушек и материалов.
Выход темы:
- консультация для родителей;
- консультация для педагогов;
- стендовая информация;
- мастер – класс для родителей «Путешествие в страну Сенсорики»;
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста;
- открытая НОД;
- презентация темы по самообразованию на итоговом педсовете.
Срок реализации Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
Образовательная деятельность с детьми Занятия по сенсорному развитию.
Задачи: Продолжать учить детей различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый); учить согласовывать числительные «один» и «много» с существительными; формировать представление о величине: большой, маленький; побуждать детей отвечать на вопросы. Развивать произвольное внимание, воображение, память, интересы детей, любознательность, творческое воображение детей, общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и детьми. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями. Побуждать говорить детей предложениями из 2-3 слов, обогащать словарный
д\и на развитие тактильных ощущений :
- «Чудесный мешочек»
- «Определи на ощупь»
- «Узнай фигуру»
- «Найди пару».
Задачи: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику. Д\и и
упражнения для закрепления понятия
формы.
- «Найди предмет указанной
формы»
- «Найди предмет такой же формы»
- «Какая фигура лишняя?»
Задачи: уточнения и закрепления геометрических фигур, формировать умения детей видеть и анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы. д\и и упражнений на закрепление понятия величины.
- «Сравни предметы по высоте»
- «Самая длинная, самая короткая»
- «Разноцветные кружки»
- «В какую коробку?»
- «Дальше – ближе»
Задачи: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, логическое мышление, глазомер, мелкую моторику рук, навыки игрового общения, активизировать в речи детей слова «большой, маленький», «длинный – короткий» и. т. д. Активизировать речь детей, Д\и и
упражнения на закрепление цвета:
- «Какого цвета не стало?»
- «Какого цвета предмет?»
- «Собери гирлянду»
- «Какие цвета использованы?»
- «Уточним цвет»
Задачи: Закреплять умение различать и называть цвета, классифицировать предметы по цвету. Развивать мелкую моторику рук. отчет
Взаимодействие с родителями Подготовить консультацию для родителей по теме: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Проведение мастер – класса для родителей по теме: «Путешествие в страну Сенсорики»
Взаимодействие с педагогами Подготовить консультацию для педагогов по теме: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Сборник д\и на развитие тактильных ощущений. Сборник д\и на развитие тактильных ощущений. открытая НОД для педагогов. Сборник д\и и упражнений на закрепление понятия величины. Выступление на педсовете – отчет о проделанной работе по теме самообразования
«Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» на итоговом педсовете.
Изучение психолого – педагогической литературы Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т. В. Галанова Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
Создание предметно – пространственной среды Картотека д\и на развитие тактильных ощущений. Картотека д\и и
упражнения для закрепления понятия
формы. Д\и и
упражнения для закрепления понятия
формы. Картотека д\и и
упражнения на закрепление цвета. Выступление на педсовете – отчет о проделанной работе по теме самообразования
«Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» на итоговом педсовете.
Практический выход:
Образовательная деятельность: Разработать конспект итогового занятия по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Взаимодействие с педагогами: доклад итоговый: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Взаимодействие с родителями: совместный досуг «Поиграем вместе….»
Список литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.
7. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т. В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О. И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
11. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
12. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
13. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
14. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
Перспективный план по самообразованию
год Тема по самообразованию Форма и срок отчёта
2016 - 2017 «Приобщение детей к культуре своего народа через использование малых фольклорных жанров». Составление методической разработки по теме: «Приобщение детей к культуре своего народа через использование малых фольклорных жанров».
2017 - 2018 «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования ватными палочками». Презентация по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования ватными палочками».
2019 - 2020 «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Презентация по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».