Курганская Екатерина Васильевна
Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста"
Воспитатель : Курганская Екатерина Васильевна
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки к учебной деятельности является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей не теряет своей актуальности.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается его познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, всеобъемлюще, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Уровень развития мелкой моторики является показателем интеллектуального развития.
Цель: Повышение уровня педагогических навыков, профессионального мастерства и компетентности через развитие сенсорного восприятия окружающей действительности детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
изучить теоретический материал;
обогатить развивающую среду группы сенсорно- моторным пособиями для создания условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования сенсорных эталонов;
развивать мелкую моторику пальцев рук, способствовать совершенствованию навыков;
развивать сенсорное восприятие воспитанников через чувственные ощущения, повышая уровень их знаний, умений;
научить применять полученные умения и навыки на практике;
способствовать активному развитию речи и мышления в целом;
обогатить представление родителей о сенсорном развитии детей, по данной теме подготовить консультацию «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятия окружающей действительности», провести родительское собрание.
провести диагностику уровня развития мелкой моторики детей на начало и конец учебного года.
Сенсорика, или сенсорное восприятие («sensus» — восприятие, лат.) -способность человека получить представление об устройстве внешнего мира (свойстве предметов, явлений) путём анализа их через собственные ощущения и личное восприятие.
Используя самый первый опыт накопления ощущений и анализа, он получит начальные представления о сенсорных эталонах. И этот опыт невозможно переоценить, так как это основа для дальнейшего формирования «полной картины мира».
В дальнейшем ребёнок активно использует механизмы сенсорного восприятия, активно используя память, воображение, а также способность логически мыслить, все эти навыки требуют внимания со стороны взрослых и активной помощи в их развитии. Именно эти формы познания помогают малышу в последующем процессе обучения.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.
Отвечает за мышление, речь, координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.
Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, чтобы мелкие движения были более точными и экономными, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
В раннем дошкольном возрасте ведущую роль занимает игровая деятельность, через игру ребенок способен усваивать информацию более полном объеме и продуктивно действовать на получение желаемого результата.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей, помогает в процессе игры ребенку узнавать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.
Дидактические пособия на развитие тактильных ощущений :
- «Сухой бассейн»
- «Сокровищница»
- «Массажные мячики»
- «Песочные тарелочки»
- «Покорми свинку»
Дидактические пособия для развитие тактильных ощущений и восприятия цвета :
- «Покорми зверушек»
- «Цветные резиночки»
- «Прищепки»
- «Плодовое дерево»
- «Постирушки»
- «Шнуровки»
- «Пуговки»
Дидактические пособия для развития тактильных ощущений и восприятия величины :
-«Матрешки»
-«Телефончики»
- «Пирамидки»
Дидактические пособия для развития тактильных ощущений и восприятия формы :
- «Вкладыши»
- «Заплатки»
-«Найди форму»
-«Паровозик»
-«Божья коровка»
- «Чудесный мешочек»
- «Узнай фигуру»
- «Пуговки»
Дидактические пособия для развития тактильных ощущений и зрительного восприятия :
- «Пазлы»
- «Кубики»
- «Вкладыши»
Упражнения которые помогут ребенку усовершенствовать свои навыки:
-Манипуляции с различными предметами;
-Пальчиковая гимнастика;
-Лепка из пластилина, глины и соленого теста, песка;
-Рисование, раскрашивание;
-Аппликации;
-Конструирование.
Развивая мелкую моторику, мы не ограничиваемся развитием осязательных ощущений, мы затрагиваем и сенсорные восприятия.
Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются в качестве образцов, мерок.
Учитывая возрастные особенности, в игре направленной на развитии моторики рук мы затрагиваем ключевые сенсорные эталоны
цвета – 4 основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий);
формы - геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, кирпичик);
величины - метрическая система мер (большой, средний, маленький);
количества – (ничего, один, много);
звука - фонема языка, высота звуков.
тактильного восприятия – осязательные ощущения (гладкий, колючий, пушистый, мягкий, твердый, холодный, горячий и т. п);
положение в пространстве (над, под, внутри, снаружи, перед, позади) и т. д.
Взаимодействие с родителями
1. Создание сборника консультаций по сенсорному развитию и воспитанию детей раннего возраста
2. Проведение родительского собрания «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Сравнительный мониторинг
В каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания.
ВЫВОД: Можно с уверенностью сказать, что на момент повторного мониторингового обследования, в группе раннего возраста «Красная Шапочка», уровень развития мелкой моторики и уровень общего интеллектуального развития детей соответствует возрастным критериям и нормам. И это, в свою очередь, подтверждает, что методики и методы развития мелкой моторику рук детей были выбраны верно.
Спасибо за внимание!