Ольга Лагутина
План по самообразованию «Приобщение дошкольников к художественной литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение дошкольников к художественной литературе
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей интереса к книге как источнику знаний.
Задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе;
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
Публикация «План по самообразованию „Приобщение дошкольников к художественной литературе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
• Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующий воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
Актуальность:
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям книги. Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме. Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию мышления, воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе, обогащает эмоции ребёнка. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства. Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком. Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение интереса к художественной литературе у детей и их родителей;
2. Возрождение традиции домашнего чтения;
3. Знакомство детей с произведениями художественной литературы, и с их содержанием.
5. Участие детей в инсценировках.
Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический опыт.
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь -май 1. Барташева, Н. В. Воспитание будущего Читателя [Текст] / Н. В. Барташева // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 8. - С. 28-34.
2.. Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи [Текст] :методика приобщения детей к чтению /З. А. Гриценко. - М. : Линка-Пресс,2003. - 176 с.
3. 3. Денисова, С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек [Текст] /С. А. Денисова // Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - С. 30 - 32.
4.. Богомолова О. М. Как научить ребенка любить книгу: практикум для родителей / О. М. Богомолова // Школьная библиотека. - 2011. - № : 3. - С. 54-56
5. .Шатрова, С. А. Приёмы формирования у дошкольника-слушателя навыков будущего самостоятельного читателя [Текст] // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №11. - С. 22-25
6. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб. : 1999. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Анкетирование родителей «Книга в семье»
Консультация «Программное содержание обучения и воспитания детей старшего возраста»
Октябрь Выявить отношение родителей к чтению как методу воспитания детей (предпочтения родителей в выборе жанра литературы для домашнего чтения). Анализ анкет
Информация в уголке для любознательных родителей.
Аннотированный рекомендательный список литературы
«Почитай мне книжку, мама!»
Рекомендации родителям при чтении книг детям. Ноябрь Познакомить родителей с познавательной литературой для старшего дошкольного возраста, помочь выбрать для чтения лучшие художественные детские книги Информация в уголке для любознательных родителей.
Консультации для родителей «Нужны ли детям сказки?», «Научите ребенка любить книгу»,
Декабрь Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников. Активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье
Информация в уголке для любознательных родителей.
Совместный досуг с родителями «Путешествие в сказку» Январь
способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада; создать атмосферу тесного сотрудничества и содружества, положительный психологический настрой,
Совместное развлечение с родителями и детьми.
Дидактическая игра как средство приобщения дошкольников к художественной литературе.
Февраль Привлечь родителей к использованию Дидактических игр как средство приобщения дошкольников к художественной литературе
Информация в уголке для любознательных родителей.
Изготовление самодельных книжек- малышек Март Формировать интерес и бережное отношение к книгам.
Развивать художественное и литературное творчество детей и их родителей.
Формировать положительный образ «Я» Выставка самодельных книжек-малышек
Акция «Подари книгу другу» Апрель Воспитывать в детях доброжелательность, щедрость, понимание «Книга – лучший подарок» Выставка детских книг.
Конкурс на лучший рисунок к любимому произведению. Май Побуждать родителей и детей к совместной творческой деятельности. Выставка рисунков к любимым произведениям.