Елена Владимирова
Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Елена Владимирова.
Основной целью образовательного процесса в ДОУ согласно ФГОС ДО является развитие личности дошкольника. В контексте приобщения дошкольников к книге в научно методической литературе в настоящее время используются понятия «литературное развитие» и «читательское развитие». Под литературным развитием применительно к дошкольному возрасту понимается процесс, направленный на приобщение детей к литературе как искусству слова и совершенствование их способностей в разных видах художественно-речевой деятельности (эмоционально-эстетическом восприятии произведения, понимании произведения, выразительном чтении, пересказе, инсценировки, словесном творчестве на основе произведения).
Публикация «Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Читательское развитие детей раннего и дошкольного возраста рассматривается как длительный процесс всестороннего формирования личности, проходящий под воздействием книг.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности, как семейное чтение. Пресса, телевидение несут в себе достаточно большой заряд агрессии, жестокости. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. В таком случае страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения с взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления об общении между людьми. В связи с этим перед нами встает проблема, как приобщить детей и их родителей к чтению художественной литературы. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, как обращение к народным традициям, к освоению родного языка через произведения устного народного творчества, художественной литературы.
Мы с коллегами стараемся как можно больше внимания уделять художественному чтению, проводим различные мероприятия, посвященные книгам. Придумываем проекты, викторины, акции, собираемся у самовара, обсуждаем прочитанные книги в семье. Для детей создан центр художественной литературы. Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями.
Родителям и всем взрослым, которые мечтают видеть своего ребёнка читателем, важно учитывать следующие особенности организации его деятельности :
чтение для ребёнка или самостоятельное чтение ребёнка должны быть систематическими, ежедневными;
продолжительность чтения не должна превышать 5 – 10 минут на начальном этапе, т. к. способность ребёнка удерживать внимание ограничена;
во время чтения взрослый должен сохранять ровный, спокойный тон, читать с выражением;
чтение следует начинать и заканчивать на положительных эмоциях, если даже были отрицательные моменты;
необходимо похвалить ребёнка, если не за успех, то хотя бы за старание;
нельзя читать с ребёнком или предлагать ему самостоятельное чтение, если он переутомлён, плохо себя чувствует, болен;
необходимо быть внимательным не только к поведению ребёнка во время чтения, но и к его жалобам;
не следует переходить к чтению следующей книги, если предыдущая ещё не прочитана;
стараться создавать мотивацию малышу (он читает, или слушает, чтобы многое узнать);
не перегружать зрение ребёнка, работать с книгой при хорошем освещении;
ни кричать на ребёнка во время чтения, не наказывать за неудачу, не раздражаться, если неудачи повторяются;
полюбившуюся книжку прочитывать и перечитывать столько, сколько пожелает юный читатель;
создать в доме библиотеку любимых книг;
воспитывать бережное отношение к книгам – не рвать, если есть необходимость – починить; не выбрасывать, если книги уже не интересны ребёнку, а подарить другому малышу; сделать книгу лучшим подарком.
Будьте терпеливыми, и вы обязательно добьётесь положительного результата!