Инна Кайдаш
Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе на тему «Пересказ литературных и фольклорных произведений по картинкам».
Вид проекта : позновательно - творческий
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети 3-4 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Публикация «Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Охватываемые образовательные области: коммуникативное развитие,
познавательное развитие, социально-личностное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Проблема:
снижение интерес к фольклору и художественной литературе. Отсутствие связанной речи у большинства детей группы.
Актуальность проекта :
Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к родному языку, миру художественной литературы и фольклору. Родной язык помогает детям воспринимать окружающий мир и является орудием общения.
Сейчас наше государство стоит перед проблемой сохранения интереса к
чтению как процессу и ведущей деятельности человека, как к одному из главных средств развития литературной речи. Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети: сообразительные и активные и не очень, коммуникабельные и молчуны. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их это непонятные нам образы машинок, кукол, и многое другое. У многих из них уже есть игровые приставки и компьютер. Все дальше и дальше на задний план уходит интерес к литературе. Компьютеры и телевиденье, дают нашим детям готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующие на детей, поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Художественная литература должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где
капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а
знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы
современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в
детях любовь художественному слову, уважение к русскому языку, воспитывать
грамотного человека. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно с фольклора (потешек, пестушек, сказок) и авторских сказок, рассказов, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
Гипотеза проекта :
Если использовать пересказ по картинкам литературных произведений наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка, повысится уровень коммуникативных способности детей.
Цель проекта : Формировать устойчивый интерес к художественной литературе,
развивать литературную речи, речевую активность и коммуникативные способности детей дошкольного возраста через пересказ фольклорных и авторских произведений.
Задачи проекта :
повышение речевой активности детей;
обогащение и активизация словаря детей;
развивать связную речь;
развивать мышление, внимание, память, воображение;
воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
повышение компетентности родителей в вопросах знакомства детей с художественными произведениями;
продолжать развивать умение отвечать на вопросы и участвовать в диалоге;
формировать у детей монологическую речь.
Этапы реализации проекта :
Данный проект реализовался в 3 этапа.
1 этап – подготовительный: подготовка целей и задач, подбор художественной литературы по устному народному творчеству;
Задачи Мероприятия
Повышение собственной профессиональной компетентности Изучение программно - методического материала по направлению работы
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом Подбор программно-методического материала по направлению работы
Подбор диагностического инструментария
Обогащение игровой среды
Пополнение игровой среды
Изготовление наглядности (атрибутов к сказке, сюжетных картинок к художественным литературным произведениям
Педагогическое просвещение родителей Анкетирование родителей по выявлению организации чтения сказок дома
Проведение консультаций
Оформление наглядно-агитационного материала по организации деятельности дома
2 этап – практический: выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;
Задачи Мероприятия
Реализация поставленных задач Проведение занятий по чтению
художественной литературы и по развитию речи
Работа с родителями Вовлечение родителей в досуговые мероприятия ДОУ
Домашние задание (чтение, сказок, изготовление атрибутов)
Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка, консультация)
Работа со специалистами Мастер-класс для воспитателей ДОУ по стихотворению С. Я. Маршака «Где обедал воробей?».
3 этап – заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Задачи Мероприятия
Оценка эффективности проведения работы с детьми по развитию речи посредством пересказа литературных и фольклорных произведений Презентация проекта
Мониторинг детей
Результат: в связи с использования пересказа по картинкам литературных произведений наряду с современными методиками обучения, улучшилась речь детей, повысился уровень коммуникативных способности, увеличился активный и пассивный словарь.
Перспективное планирования образовательной деятельности по проекту
Сентябрь
Неделя Мероприятие Задачи Участники
1 Чтение сказки «Курочка ряба»; Просмотр сюжетных картинок к сказке «Курочка ряба»; Рисование на тему «Курочка ряба»; Лепка «Гнездо для курочки»; Пересказ сказки «Курочка ряба». Подвижная игра «Наседка и цыплята». Учить детей пересказывать знакомую сказку по сюжетным картинкам.
Вызвать эмоциональный отклик от встречи с героями сказки; Развивать сочувствие к героям сказки; Закреплять умение выполнять имитирующие движения; Развивать мелкую моторику рук. Дети 3-4лет,
воспитатели,
физ. инструктор,
муз. руководитель
2 Чтение сказки «Колобок»; Просмотр сюжетных картинок к сказке «Колобок»; рассматривание иллюстраций к сказке в книгах; НОД по лепка «Колобок катиться по дорожке»; Совместный пересказ сказки «Колобок»; НОД по развитию речи «Пересказ рус. нар. сказки «Колобок». Учить детей эмоционально воспринимать сказку; Отвечать на вопросы; Развивать интерес к чтению; Пополнять словарный запас детей; Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь; умение точно излагать свои мысли, не перебивать друг друга, строить полные предложения; мелкую моторику рук. Дети 3-4лет,
воспитатели.
3 Чтение рассказа В. Сутеева «Три котёнка»; просмотр мультфильма по данному произведению; Рассматривание иллюстраций в книге по произведениям В Сутеева; Рассказывание произведения «Три котёнка» с помощью сюжетных картинок; Разучивание пальчиковой гимнастики «Котята», НОД по лепке «Клубочки для котёнка»; Совместный пересказ рассказа В. Сутеева «Три котёнка». Формировать эмоционально-образное восприятие
рассказа. Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, активизировать словарный запас детей. Развивать речь, внимание, мышление, память, познавательный интерес, мелкую моторику рук.
Воспитывать интерес к художественной литературе, желание слушать художественные произведения, уверенность в себе при ответах на вопросы.
Дети 3-4лет,
воспитатели
4 НОД по художественной литературе «Чтение рус. нар. сказки «Кот, петух и лиса». Рассматривание иллюстраций к сказке «Кот, петух и лиса» разных художников иллюстраторов. Разучивание рус. нар. игры «Курочки». Познакомить детей с раскрасками к сказке «Кот, петух и лиса». Совместная творческая деятельность «Книжка раскладушка - по рус. нар. сказке «Кот, петух и лиса». Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» в обработке
М. Боголюбской. Продолжать знакомить с творчеством художников иллюстраторов объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения. Развивать творческие способности детей, желание сделать иллюстрацию к сказке своими руками. Дети 3-4лет,
воспитатели,
физ. инструктор,
родители.
Октябрь
Неделя Мероприятие Задачи Участники
1 Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса» по сюжетным картинкам. Разучивание наизусть потешки «Курочка-рябушка» с помощью сюжетных картинок. Приобщить детей к художественной литературе, через рус. нар. сказку «Кот, петух и лиса», помочь детям понять содержание сказки, учить отвечать на вопросы воспитателя по тексту сказки, формировать у детей умения воспроизводить содержание сказки по вопросам. Активизировать и обогащать словарный запас детей. Помочь детям запомнить потешку «Курочка-рябушка» учить выразительно читать её опираясь на картинки. Дети 3-4лет,
воспитатели.
2 НОД по развитию речи «Пересказ рус. нар. сказки «Кот, петух и лиса». Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить содержание сказки по сюжетным картинкам. Развивать интонационную выразительность при воспроизведении отдельных слов и песенок героев сказки, творческую инициативу. Воспитывать интерес к устному народному творчеству (сказке). Формировать у детей умения воспроизводить содержание сказки по картинкам
Дети 3-4лет,
воспитатели.
3 Рассказывание сказки «Репка». Раскрашивание картинок к рус. нар. сказке «Репка», Разучивание игры-эстафеты «Урожай». Инсценировка с помощью настольного театра сказки «Репка». Самостоятельный пересказ рус. нар. сказки «Репка» детьми по сюжетным картинкам. НОД по лепке «Репка на грядке» Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения. Продолжать формировать у детей умение эмоционально воспринимать сказку. Развивать интерес к чтению. Пополнять словарный запас детей. Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь; умение точно излагать свои мысли, не перебивать друг друга, строить полные предложения. Вызвать у детей интерес к созданию образов по мотивам знакомых сказок. Учить лепить репку. Дети 3-4лет,
воспитатели,
физ. инструктор.
4 Чтение сказки К. Чуковского «Цыплёнок». Рассматривание иллюстраций к сказке «Цыплёнок». Просмотр сказки «Цыплёнок» на фланелеграфе Аппликация из ватных дисков «Цыплёнок».
Познакомить детей со сказкой
К. Чуковского «Цыплёнок» Продолжать знакомить с творчеством художников иллюстраторов объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Вызвать эмоциональный отклик от встречи с героями сказки; развивать сочувствие к героям. Дети 3-4лет,
воспитатели.
Ноябрь
Неделя Мероприятие Задачи Участники
1 Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыплёнок» по картинкам. НОД по развитию речи «Рассматривание сюжетной картины «Наседка и цыплята». Пересказ сказки «Цыплёнок» по сюжетным картинкам. Тактильно-дидактическая игра «Найди пушистого цыплёнка». Закрепить представление о том, что у курицы есть детёныши цыплята, уточнять знание о внешнем виде и поведении курицы и цыплят. Продолжать учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного. Формировать у детей умение эмоционально воспринимать сказку. Развивать интерес к чтению.
Дети 3-4лет,
воспитатели.
2 Чтение рассказа К. Ушинского «Кот Васька». Просмотр презентации «Кошки». Просмотр мультфильма «Кошкин дом». Наблюдение за кошкой. Рассказывание рассказа «Кот Васька» по картинкам. Познакомить детей с рассказом К Ушинского «Кот Васька». Продолжать учить детей рассматривать сюжетные картинки, понимать сюжет картинок, отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного. Формировать у детей умение эмоционально воспринимать рассказ. Развивать интерес к чтению.
Дети 3-4лет,
воспитатели
3 Создание совместно с родителями и детьми альбома «Эти удивительные кошки». Познакомить детей с раскрасками «Кошки». Пересказ рассказа К. Ушинского «Кот Васька» по сюжетным картинкам. Формировать умение детей связанному последовательному пересказу текста с опорой на сюжетные картинки.
Учить детей пересказывать рассказ близко к тексту без пропусков и пауз, говорить четко, ясно.
Развивать смекалку, внимание детей.
Дети 3-4лет,
воспитатели,
родители.
4 Рассказывание по сюжетным картинкам потешек «Сорока-белобока», «Курочка-хохлатка». Рассматривание сюжетных картин». Чтение наизусть стихотворения А. Барто «Мишка» с использованием сюжетных картинок. Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворона». Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка», «Сорока-белобока», «Курочка-хохлатка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказать о том, что на ней изображено, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения. Формировать умения использовать картинки для рассказывания литературных произведений по памяти. Дети 3-4лет,
воспитатели
Декабрь
Неделя Мероприятие Задачи Участники
1 НОД по худ. литературе Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Рассматривание иллюстраций к сказке разных художников иллюстраторов. Дидактическая игра «Отгадай загадку». Показ настольного кукольного театра по сказке «Снегурушка и лиса». Познакомить детей со сказкой «Снегурушка и лиса» в обработке М. Булатова, с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка-причитания Снигурушки. Расшрить знания детей о диких животных (их повадках, особенностях внешнего вида и их строение) через загадки. Приобщить детей к художественной литературе, через рус. нар. сказку «Снегурушка и лиса», помочь детям понять содержание сказки. Дети 3-4лет,
воспитатели
2 Рассказ сказки «Снегурушка и лиса» по сюжетным картинкам. Создание книжки раскладушки по сказке «Снегурушка и лиса». Познакомить с раскрасками «Дикие животные» и «Жители леса». Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения. Продолжать формировать у детей умение эмоционально воспринимать сказку. Развивать интерес к чтению. Пополнять словарный запас детей. Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь. Вызвать у детей интерес к созданию образов по мотивам знакомых сказок. Дети 3-4лет,
воспитатели,
родители.
3 НОД по развитию речи «Пересказ сказки «Снегурушка и лиса». Подвижная игра «Лиса в курятнике». Игра «Кто позвал». Учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах. Обучать умению воспроизводить текст сказки по вопросам воспитателя, следить за развитием действия. Активизировать словарь детей за счё т слов: деревцо, кустик, медведь, волк, лиса, подружки. Обогатить словарь детей за счё т слов: голубушка, заманили, покинули, не робей. Упражнять в умении играть в игру «Кто позвал», развивая слуховое внимание. Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу Дети 3-4лет,
воспитатели
4 Чтение сказки В. Сутеева «Петух и краски»; просмотр мультфильма по данному произведению; Рассматривание иллюстраций в книге по произведениям В Сутеева; Рассказывание произведения «Петух и краски» с помощью сюжетных картинок. Познакомить детей со сказкой «Петух и краски», вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку. Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения. Дети 3-4лет,
воспитатели